17:10

Кадры для АВТОТОРа начнут готовить уже со школы

  1. Новости
Кадры для АВТОТОРа начнут готовить уже со школы - Новости Калининграда
Ресурсный центр автомобилестроительной отрасли при АВТОТОРе открылся в Калининграде ровно год назад. Проект оказался инновационным не только для нашей области - подобного в сфере образования не делали больше нигде в стране. Благодаря тесному взаимодействию с таким крупным работодателем как АВТОТОР фактически началось создание системы непрерывного образования: школа – техникум – вуз - последующее трудоустройство на предприятия.
 
КАК СТУДЕНТАМ "ПОДАРИЛИ" МАШИНУ
 
Сам по себе ресурсный центр создавался для подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов для автомобилестроительной отрасли. В распоряжение студентов АВТОТОР сразу же предоставил новый экспериментальный автомобиль Opel Insignia, да еще и в максимальной комплектации. И это - не просто красивый жест: благодаря тому, что на автомобиле установлено все доступное для этой модели оборудование, молодые специалисты получили возможность на реальном примере изучить работу максимального количества современных электронных устройств. Кроме того, в лаборатории ребята занимаются изучением систем узлов автомобиля, приобретают необходимые навыки диагностики неисправностей и даже осваивают работу на конвейере - здесь установлена учебно-производственная автоматическая линия имитации поточного производства. 
 
Очередной шаг в развитии проекта сделали в марте нынешнего года. Рядом со зданием ресурсного центра АВТОТОР оборудовал и открыл производственно-промышленный учебный корпус площадью 1000 кв. м., который представляет собой «рабочую копию» настоящего цеха. Теперь на реальном технологическом оборудовании, будущие работники завода осваивают востребованные специальности и на деле изучают специфику производства. Например, в учебном цеху есть сварочные клещи, контрольные приборы и участок конвейера. Здесь же будет проходить обучение слесарей механосборочных работ по сборке интерьера, сборке и установке агрегатов и узлов (включая двигатель и трансмиссию), монтажу электрических жгутов.
 
На участке изучения инструментов работники смогут опробовать как стандартные инструменты, так и инструменты с пневмо - и электроприводом, а также самый современный электронный гайковерт  ATLASCOPCO с автоматической системой моментов затяжки и набором чипованных насадок, который используется в серийном производстве на АВТОТОРе и на многих заводах ведущих автопроизводителей. 
Даже рабочая атмосфера воссоздана в буквальном смысле слова: корпус оборудован системой отопления и кондиционирования, электроэнергией,  сжатым воздухом, системой водяного охлаждения и многим другим.
 
 
СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ
И все же уникальность ресурсного центра - не только в богатом арсенале установленного здесь оборудования. Центр позволил объединить в единую цепочку учебные заведения профессионального образования и, собственно, крупное промышленное предприятие в лице АВТОТОРа.
 
- На текущий момент в сетевое взаимодействие вошли 5 техникумов, в ближайшее время должны присоединиться два вуза -  БФУ имени Канта и КГТУ - и еще одно промышленное предприятие, - говорит директор международного учебного центра АВТОТОР Владимир Куткин. - Чтобы готовить технических специалистов, нужна хорошая техническая база и качественный преподавательский состав. Однако сегодня не каждое учебное заведение области может предложить и то, и другое на должном уровне. Сетевой принцип как раз и позволяет нам одновременно задействовать базу ресурсного центра и учебных заведений-партнеров, а также приглашать на наши занятия лучших преподавателей.  Сейчас мы наблюдаем очевидный перекос на рынке труда из-за того, что долгое время приоритетом являлось высшее гуманитарное образование. К техническим наукам было некоторое пренебрежение, но промышленность стала интенсивно развиваться, и мы пришли к выводу, что наступило время серьезно заниматься профориентацией, чтобы не остаться без специалистов в обозримом будущем. Недавно прошел круглый стол с директорами школ области, где было проанализировано состояние профориентации школьников для обучения техническим дисциплинам и в дальнейшем работы в сфере промышленного производства. Принято решение подготовить целевую программу профориентации с реальной подготовкой школьников в ресурсном центре АВТОТОРА, которая позволит уже с седьмых классов ориентировать школьников на работу на промышленном предприятии. Наше подрастающее поколение должно получить твердую уверенность в том, что на рынке труда такие профессии будут гарантированно востребованы. Со следующего учебного года АВТОТОР активно подключится к реализации этой программы, предоставляя наш образовательный сетевой ресурс и площадки. Я думаю, что это необходимо не  только для автопроизводства, но и для других промышленных предприятий области. Дефицит квалифицированных кадров - это общая проблема отрасли.
 
- К сожалению, в сознании большинства человек труда - это замасленная роба, тяжелая работа на старом оборудовании и низкая зарплата, - соглашается Андрей Даниленков, директор техникума отраслевых технологий, г. Светлый.  - Еще одно преимущество работы с АВТОТОРом заключается в том, что своим примером автопроизводитель позволяет легко разрушить эти укоренившиеся стереотипы. Ребята своими глазами видят современных промышленных роботов, футуристичные сварочные кондукторы, поток новых автомобили на конвейере… В этом есть своя производственная романтика, красота. 
 
Становится очевидно, что условия труда на самом деле более, чем достойные, и интерес к будущей профессии  значительно возрастает. Мы уже открыли новые направления подготовки конкретно под кадровые потребности АВТОТОРа. Например, специальность «технологии машиностроения» со специализацией «автомобилестроение», «слесарь механосборочных работ», «оператор покрасочной линии» и так далее. Сегодня на техническом профиле у нас обучается порядка 400 студентов. Часть ребят с прошлого выпуска смогла реально трудоустроиться на АВТОТОР, что подтверждает жизнеспособность и актуальность нашего образовательного проекта. Мы имеем перед собой уникальный пример взаимодействия крупного промышленного предприятия и системы профессионального образования. Это симбиоз, от участия в котором все субъекты получают положительный эффект. Мы имеем доступ к качественной материально-технической базе, современным методическим материалам. Студенты получают интересное перспективное обучение и трудоустройство. Предприятие - возможность развития своего кадрового потенциала. 
 
С ПРИЦЕЛОМ НА КЛАСТЕР
Отличные перспективы сетевому использованию базы ресурсного центра открывают масштабные планы АВТОТОРа по созданию кластера автомобильных производств в Калининградской области. Тожественная церемония, посвященная началу реализации проекта, прошла18 октября 2013 года. Напомним, будущий кластер будет состоять из 21 завода по производству автомобилей и компонентов, а также включит в себя новый жилой микрорайон для 50 тысяч человек с малоэтажной современной застройкой, университетским кампусом и социальной инфраструктурой. 
Нетрудно догадаться, насколько велика будет потребность такого автогиганта в профессионалах автомобильной отрасли. Уже объявлено, что кластер позволит создать в области до 27 тысяч (!) новых рабочих мест, и большая часть от этого количества придется непосредственно на автозаводы. В настоящее время подготовкой специалистов по соответствующим направлениям занимаются Техникум отраслевых технологий, Прибалтийский судостроительный техникум, Промышленно-строительный техникум, Колледж предпринимательства, Колледж сервиса и туризма, БФУ им. И.Канта  (Институт транспорта и технического сервиса), КГТУ (транспортный факультет).
 
Со всеми этими учебными заведениями у АВТОТОРа сложились тесные партнерские связи. Ориентируясь  на  потребности автопроизводителя, они открывают лицензии на обучение именно по тем специальностям, которые востребованы на предприятиях АВТОТОРа. Компания в свою очередь гарантирует выпускникам стабильную работу и достойную зарплату. 
 
На территории кластера планируется создание учебно-образовательного комплекса и  международного учебного центра, где будут готовить специалистов-инженеров, с учетом опыта крупнейших автопроизводителей мира.  В качестве основных партнеров в этом направлении АВТОТОР рассматривает БФУ им. И.Канта, Московский государственный технический университет (МАМИ), технический колледж при БФУ им. И.Канта. 
Работа по привлечению кадров для кластера уже началась. АВТОТОР представляет проект кластера и рассказывает о перспективах потенциальной работы студентам профильных вузов и техникумов. Так, 14 марта состоялась встреча со студентами технических специальностей на форуме по профориентации «Профессии и технологии 21 века» в Светлом.  
 
20 марта представители компании приняли участие в традиционной ярмарке вакансий в Московском государственный технический университете. Кстати, в этом году студенты из МАМИ впервые проходили практику на АВТОТОРе, и остались очень довольны. 
 
При наборе кадров «АВТОТОР» будет ориентироваться в первую очередь на внутренние ресурсы региона. Недостающих специалистов будут искать на внешних рынках труда (в других регионах страны и в странах Балтии), но у жителей Калининградской области уже сейчас есть отличная возможность сделать все, чтобы такая потребность у АВТОТОРа была как минимум не острой и не постоянной. 
 
СВОИХ НЕ ЗАБЫВАЮТ
Выстраивая сетевую систему обучения с прицелом на будущее, АВТОТОР, конечно же, не оставляет без внимания развитие профессиональных навыков уже работающих сотрудников. Производитель также прилагает все усилия для того, чтобы и новички как можно быстрее и успешнее совершенствовали мастерство. Производственная база учебного центра, помимо прочего, включает в себя класс теоретической подготовки для занятий по технике безопасности, пожарной безопасности, применению средств  индивидуальной защиты и т.д.
По утвержденной программе подготовки кадров, специалисты с соответствующим профессиональным образованием при приеме на работу получают 2 разряд. После прохождения обучения им присваивается 3-й разряд. Срок обучения длится  три недели. Еще неделю специалисты стажируются  на производстве, после чего могут приступать к работе на линии. 
- В основе идеологии нашего подхода к обучению лежит  конвейер, - подчеркивает Владимир Куткин. – Рабочий должен не только уметь, условно говоря, прикрутить рычаг подвески или правильно установить рулевое колесо на автомобиль. Эти операции должны выполняться в определенном такте, то есть строго регламентированном отрезке времени. 
Квалификационные экзамены для работников АВТОТОРа проводятся несколько раз в течение года - для каждого производства устанавливается свой график. Система аттестации двухуровневая - сначала претендента на разряд экзаменует внутрицеховая квалификационная комиссия, а затем общезаводская. Каждый специалист третьего разряда, успешно отработавший от 3 до 6 месяцев, может  претендовать на присвоение 4-го разряда. Через год можно сдавать квалификационный экзамен на 5-й разряд. Спустя полтора года – на 6-й.
Повышение квалификации не только повышает эффективность работы специалиста, но и дает ощутимую прибавку к зарплате, является существенным стимулирующим фактором. 
Такой комплексный подход к профессиональной подготовке специалистов  в конечном итоге обеспечивает высокий  уровень производительности труда и соответствующее качество выпускаемой продукции.  
Еще один плюс учебного центра в том, что при введении каждой новой модели или внедрении новой технологии на производстве специалисты АВТОТОРа имеют возможность досконально изучить весь процесс и потренироваться сначала на базе центра. Специалисты с заводов партнеров проводят мастер-классы, контролируют весь процесс. И только после успешного освоения теории и практических занятий специалист применяет полученные знания на производстве. Осваивать ноу-хау методом проб и ошибок на «живых» автомобилях на АВТОТОРе категорически недопустимо.    
Коллектив АВТОТОРа складывался на протяжении  многих лет. Основной профессиональный костяк составляют люди «выросшие на производстве». Руководят технологическими процессами только те, кто прошел всю цепочку производства с «нуля», поработав на каждом участке. Постоянное повышение квалификации позволяет готовить специалистов высокой категории для самой ответственной работы  внутри коллектива, а не привлекать со стороны. Такой «кадровый лифт» существенно повышает эффективность производства. 
 
Валерий ДРАГАНОВ, президент OOO «АВТОТОР Холдинг»: 
- Для нас подготовка кадров - это одно из важнейших направлений комплексного развития территории в рамках проекта автокластера. Мало обучить людей, которые будут работать на конвейере. Для нас важно создать образовательную среду с очень высокой мотивацией. Мы не просто планируем создать на территории кластера образовательный комплекс, который будет красивым и современным внешне. Здесь будут применяться самые передовые методики преподавания как с точки зрения содержания, и так и с точки зрения креативности формы подачи материала. Задача не из легких, поскольку требует не только высокого  уровня  управления этим процессом, но и больших финансовых затрат. Однако риски здесь оправданы, ведь ничто не дает такого мощного эффекта, как инвестиции  в человеческий капитал. 
Развитие научно-образовательной среды вкупе с комплексными мерами по социальной адаптации, созданию условий для профессионального роста позволит привлечь специалистов самого высокого уровня и сделать калининградский автокластер центром сосредоточения научной мысли, аккумулировать лучшие инженерные кадры для развития автомобильной промышленности в регионе. 
 
Андрей КЛЕМЕШЕВ, ректор БФУ имени Канта: 
- Для нашего университета сегодня очень важна ориентация на прикладные технические виды деятельности, на региональный рынок труда и его промышленный сегмент. АВТОТОР – признанный лидер региональной промышленности, имеющий четкую стратегию развития и ясно сформулированный запрос на кадры различной квалификации. АВТОТОР – одно из немногих региональных предприятий, которое формулирует университету не просто запрос на специалистов, но и на содержание образовательных программ. Предприятие участвует в создании образовательных программ, предоставляет свои инфраструктурные и кадровые  ресурсы для использования в процессе обучения.
В настоящее время университет в сотрудничестве с АВТОТОРом создает обучающий центр практической подготовки специалистов по таким востребованным в регионе направлениям, как технология транспортных процессов; технология машиностроения; строительство; прикладная математика и информатика. Обучение в таком специализированном  центре позволит студенту, поступивший в университет, получить дополнительно к диплому о высшем образовании  рабочую квалификацию (разряд) и квалификацию по программам среднего профессионального образования. Это повышает конкурентоспособность и устойчивость выпускников на рынке труда. 
Университет, безусловно, очень высоко оценивает проект создания обучающего центра, основная цель которого – исключить необходимость доучивания выпускников университета на конкретном предприятии, адаптировать образовательные программы к требованиям образовательных стандартов, организовать практико-ориентированное обучение.
 
В распоряжении студентов автопроизводитель бесплатно предоставил экспериментальный Opel Insignia, который буквально напичкан всеми современными электронными системами.
 
Новый производственно-промышленный учебный корпус площадью 1000 кв. м. являет собой «рабочую копию» настоящего цеха.
Современное оборудование АВТОТОРа (как эти футуристичные сварочные кондукторы, например) заставляет быстро расстаться с древними представлениями о производстве автомобилей.
 
на правах рекламы