Традиционно в теплое время года мотоциклисты регулярно становятся участниками ДТП. Этим летом ситуация не изменилась: за полгода число погибших в авариях по вине мотоциклистов выросла с двух до семи человек по сравнению с 2012 годом. О причинах высокой аварийности, культуре вождения и о том, как нужно вести себя при виде байкера в интервью "Клопс.Ru" рассказал соучредитель Союза мотоциклистов Калининградской области Валерий Селезнев.
− Валерий, почему ежегодно в авариях гибнут и страдают все большее число, как мотоциклистов, так и других участников движения?
− Водители двухколесного транспорта больше всего подвергнуты риску. Текущая аварийная ситуация полностью отражает настроения в нашем обществе. На дорогах сейчас агрессия: автомобилисты стреляют друг в друга, дерутся. Это приводит к тому, что люди, видя мотоциклиста, зачастую провоцируют аварии.
Вот за рубежом народ позитивнее относится к мотоциклистам. А у нас в целом тяжелая обстановка на дорогах.
− Как водителю на дороге определить: начинающий едет байкер за ним, профессионал или безбашенный мотоциклист?
− Это, к сожалению, невозможно определить. Водителям советую почаще смотреть в зеркала и понимать, что сзади едет участник движения, который вероятно будет вас обгонять. Еще рекомендую водителям подумать: а не ваш ли родственник едет сзади, может лучше его пропустить и показать пример другим участникам движения. От вас не убудет, а мотоциклист сможет беспрепятственно проехать дальше.
− Насколько хорошо, по вашему мнению, готовят в автошколах области будущих мотоциклистов?
− Сама школа подготовки водителей потеряна, и не только для мотоциклистов, но и для автомобилистов. Автошкола сегодня − это бизнес. Во времена Союза готовили водителей три месяца, а сейчас это все происходит в ускоренном режиме. Сами автомобилисты порой думают, как бы нам выжить на дороге, нет возможности думать о других участниках движения. Следует отметить, что культура поведения на дорогах формирует не автошкола, а реальная ситуация в городе. Например, приезжие водители маршруток из Средней Азии не всегда понимают, как нужно вести себя в современных реалиях. Они несут тут свою восточную субкультуру, где ездят по понятиям: "Алле, брат пропусти". У нас же существуют правила дорожного движения.
− Сколько членов сегодня в Союзе мотоциклистов Калининградской области?
− В наш союз входят все клубы, зарегистрированные в Калининградской области. Есть правда, так называемые, независимые байкеры, которые к нам не хотят присоединяться. Точное число назвать сложно, все у кого есть мотоцикл, кто соблюдает правила дорожного движения, может считать себя членом союза.
− Сколько человек вашего союза за последнее время стали участниками ДТП?
− Никто из наших в авариях не бывал. И не потому что состоит в нашем союзе, а потому что в основном страдают на дороге молодые ребята, которые не подготовили себя к такому экстремальному увлечению, как управление мотоциклом.
− Погибший в конце июня на Приморском кольце калининградец, по некоторым данным, отрабатывал очередной трюк на очень высокой скорости. Какая в тот момент у него была мотивация? Ведь он ставил под угрозу не только свою жизнь, но и других участников движения.
− Погибший на Приморском кольце Михаил имел большой опыт управления мотоциклом. На каком-то этапе человек должен поставить для себя точку. Михаилу не следовало ценой собственной жизни рисковать. Но мы все такие, нам хочется быть чуть-чуть быстрее. Стоит отметить, что Михаил разбился не из-за превышения скорости. Его подвела или техника, или снесение колеса, или неудачное вхождение в поворот. Сейчас мы можем только гадать.
− В своем первом интервью новый глава ГИБДД Андрей Державицкий заявил, что байкерское движение поддается контролю, а сами профессиональные мотоциклисты редко становятся героями криминальных сводок. Это значит, что у союза с Госавтоинспекцией налажен диалог и сотрудничество?
− Я думаю, что ГИБДД, говоря о взаимоотношениях, основывается на своей статистике. Для них мы законопослушны ввиду того, что у нас есть регистрация мотоцикла, страховой полис, водительское удостоверение необходимой категории и т. д. Был недавно такой случай, когда Госавтоинспекция обратилась к нам после наезда на пешехода, а водитель мотоцикла скрылся. По ориентировке мы его искали, так как никто не одобряет уезд с места происшествия. На поиски было привлечено все байкерское сообщество. В результате на утро водитель пришел и сдался.
− В ГИБДД озвучили планы организовать специальное подразделение, в котором инспекторы будут нести службу на мотоциклах, чтобы при необходимости могли догнать любого "беспечного ездока". Было предложено и байкерам оказать содействие в виде организации совместных патрулей. Как вы относитесь к этой идее?
− Отрицательно. Как правило будут убегать молодые и неопытные, то есть те, у кого, что-то не в порядке: документы, или техническое состояние мотоцикла, а может транспортное средство и вовсе принадлежит другому человеку. Учитывая это, действия убегающего непредсказуемы. Тут могут быть негативные последствия для других участников движения.
− Часто ли вам жалуются на мотоциклистов представители автомобильного сообщества?
− Жалоб нет, есть сотрудничество. Более того, члены автомобильных клубов всегда выделяются на дороге – они уступают мотоциклистам дорогу. Я бы так сказал, что они понимают нас больше, чем простые автомобилисты.
− Жители в районе спорткомплекса "Янтарный" жалуются, что байкеры по ночам устраивают сходки, и это мешает спать калининградцам. К этому инциденту подключилось и ГИБДД обещая построить шлагбаум. Не следует ли мотоциклистам выбрать другое место для тренировок?
− Не следует. Так как спорткомплекс строился на общественные деньги, в том числе и наши. В районе комплекса есть единственная в городе площадка, где можно совершенствоваться. Люди собираются ночью, там серьезная удаленность от жилого квартала. Они занимаются своим увлечением, не нарушая ПДД. Если это не нравится местным жителям, пусть обращаются к органам власти, чтобы те законодательно ограничили уровень децибела в выхлопных трубах мотоциклов в вечерние часы. Но давайте признаемся честно, что нельзя говорить о том, что байкеры затерроризировали весь город. Мы люди сезонные: пошли осадки, похолодало, и мы уходим с дорог.