Журналист Михаил Яновский и гонщик-испытатель Андрей Горяинов отправились по следам французского летчика Луи Бреоле на аэродром Девау, где проверили в действии одну из самых необычных моделей класса D – Citroen C5.
Свои автомобили фирма Citroen старательно позиционирует как особенные и неповторимые. О планке самооценки французов говорит приставка «Пикассо», которую они без ложной скромности добавили к названию минивэнов на базе моделей С3 и С4.
Для ознакомительных заездов мы выбрали аэродром Девау, что в конце улицы Гагарина. Почти сто лет назад, в 1913 году, здесь резвился французский летчик Луи Бреоле, который прославился тем, что первым пересек Ла-Манш по воздуху. В Кенигсберге Луи был с «гастролями» и занимался примерно тем же, чем и мы — демонстрировал возможности свои и тогдашней техники.
Пристегните ремни
Несмотря на минувшие с дебюта «цэ-пятого» годы, его салон до сих пор можно назвать экстравагантным. Вместо набившей оскомину симметрии, которую проповедуют большинство одноклассников, здесь вас встречает немного хаотичная передняя панель, словно собранная из разных элементов — зоны водителя и пассажиров с разновеликими дефлекторами вентиляции.
Эстетику подчеркивает высочайшее качество отделочных материалов. Везде использован только дорогой пластик, который на козырьке передней панели приятно мнется под пальцами, словно свежеиспеченный круассан. Общее впечатление роскоши скрадывают лишь полоски из крашеной под серебро пластмассы.
Однако в движении даже не эти «фишки» приковывают все внимание находящихся внутри. Рулевое колесо — вот на что вы гарантированно будете глазеть после первого же перекрестка. Ведь когда водитель начинает вращать баранку, ее ступица всегда остается монументально неподвижной! Эффект сильный, но мнения журналистов и экспертов по всему миру относительно этого ноу-хау разделились. Хотя поворачивать такая конструкция не мешает, пользоваться россыпью кнопок на руле получается удобно далеко не всегда. Наш гонщик-испытатель Андрей Горяинов примкнул к отряду скептиков:
– Это не первый «Ситроен» с таким рулем, на котором мне доводилось ездить. На мой взгляд, неудачное решение.
Не блеснул «Ситроен» и познаниями в русском языке. В нашей машине бортовой компьютер изъяснялся по-английски, хотя сегодня даже на более дешевых моделях электроника сносно общается на великом и могучем. За тот миллион рублей, что просят за комплектацию «Комфорт», хотелось бы видеть хотя бы подстрочный перевод…
От винта!
С технической точки зрения Citroen C5 тоже выделяется. В первую очередь, конечно же, благодаря своей гидропневматической подвеске. Впервые это решение ситроеновцы внедрили больше 50 лет назад и с тех пор носятся с ним не меньше, чем жители Бордо со своими всемирно известными виноградниками. Нынешнее поколение гидропнематики называется Hydractive III+. По команде водителя подвеска может менять не только дорожный просвет, но и жесткость — для этой ценовой категории уникальный случай.
Зато некоторые другие моменты в автомобиле, претендующем на Гран-при за оригинальность, вызывают легкое удивление. На нашей тестовой машине оказались чужие коробка передач и двигатель, причем ни о какой самодеятельности речи не идет. Первую (шестиступенчатый автомат) французы официально покупают у «Лексуса», а второй (1,6-литровый турбомотор) является детищем совместных трудов инженеров «Ситроен» и БМВ. Впрочем, преданные поклонники марки смотрят на это спокойно: французский автогигант уже давно кооперирует с мировыми производителями.
Набор высоты
Из четырех режимов подвески для повседневной езды подходят два. Самое низкое положение кузова считается сервисным, а крайнее верхнее не позволяет двигаться быстрее 10 км/ч. Изначально богатый выбор в итоге сводится к нормальному и спортивному вариантам.
Как обычно, я попросил Андрея немного полихачить, чтобы можно было обозначить границы возможностей автомобиля, но… «Цэ-пятый» деликатно отказался изменять себе и примерять спортивный костюм. Даже в более низком и жестком режиме подвеска автомобиля охотно разбиралась со всеми дефектами бетонного покрытия Девау, не заставляя водителя и пассажиров судорожно сжиматься перед каждой ямой. До пробоя дело не дошло ни разу, хотя, по правде сказать, мы питали надежды огорчить хваленую гидропневматику.
В гражданском режиме «Ситроен» ожидаемо становится более валким и под нагрузкой в виражах сильнее припадает то на один, то на другой бок. На разумных скоростях это не досаждает, зато взамен автомобиль дарит потрясающую плавность хода. Ручной режим коробки передач и отключенная система стабилизации в корне характер машины не меняют. Как ни крути (в буквальном смысле слова), С5 остается послушным и по-французски учтивым. На бетонных плитах аэродрома ведущие колеса не срываются в прокрутку, даже когда «ликвидирована» антипробуксовочная система.
Не вызвал нареканий мотор. Его турбина вступает в действие только после достижения 1400 оборотов в минуту, но с места тяжелый француз срывается бодренько. Разве что на холостых оборотах двигатель непривычно цокает, чем способен посеять логичные подозрения у непосвященных — уж не дизель ли спрятан здесь под капотом.
Мягкая посадка
Финальным аккордом испытаний в этот раз стал шинный тест. Мы выдрали из груды старых покрышек самый популярный размер 175/70 R14 и бросили на пути «Ситроена» (в дороге ведь всякое бывает). Для кроссоверов такой трюк — детская шалость, но что сможет показать легковой автомобиль с искусственно увеличенным клиренсом?
По велению водителя француз послушно встал на цыпочки, прицелился и поехал. Несмотря на все опасения, теория и практика не разошлись: максимального дорожного просвета в верхнем положении подвески «цэ-пятому» хватило с запасом — покрышка даже не шкрябнула по днищу.
На второй круг мы выставили широченную шину размерностью 225/60 R16. «Ситроен» уже более уверенно ринулся на преграду, пропустил покрышку под длинным передним свесом и… вынужден был притормозить. Где-то под моторным отсеком «резина» во что-то крепко уперлась. Взять препятствие удалось хитростью: стоило повернуть колеса и пустить машину влево, как шина благополучно проскользила дальше.
Испробовав Citroen C5 в разных ипостасях, на обратном пути мы позволили ему просто побыть собой — вместительным, уютным, тихим и комфортным автомобилем класса D. И оказалось, что это он умеет лучше всего.