15:06

Верховный суд разъяснил, как правильно оформлять ОСАГО при покупке подержанного авто

  1. Новости
Верховный суд России разъяснил большинство особенностей по делам об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО). Об этом Клопс.Ru сообщили в региональном обществе защиты прав автомобилистов.
 
В частности, теперь при переходе права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления на транспортное средство от страхователя к иному лицу новый владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность. Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда Российской Федерации, после заключения договора обязательного страхования замена транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, изменение срока страхования, а также замена страхователя не допускаются.
 
По словам юриста регионального общества защиты прав автомобилистов Петра Губенко, ранее часто практиковалось покупателями вписывать себя в полис продавца в качестве одного из водителей, допущенных к управлению, или если полис прежнего собственника был на неограниченное число лиц, то новый собственник не считал нужным приобретать новый полис, а брал старый.
 
"Это делалось для того, чтобы сэкономить на страховании ОСАГО. Теперь так поступать не следует, поскольку если происходит ДТП и у виновного водителя окажется вот такой полис ОСАГО от старого собственника, то придётся отвечать из своего кармана, ведь будет считаться, что ответственность виновника не застрахована, а прежний полис уже не имеет отношения к транспортному средству и текущему владельцу", — отмечает Губенко.
 
Необходимо отметить, что если переход права собственности как таковой не произошёл, например автомобиль был передан по нотариальной (генеральной) доверенности, тогда новый полис можно не покупать, допускается использование старого.
 
Помимо покупки нового полиса при приобретении любого подержанного автомобиля, Верховный суд разъяснил ещё ряд ситуаций, решение которых вряд ли понравится автомобилистам. Например, владельцам автомобилей на основании генеральной доверенности страховая выплата не может быть взыскана через суд, даже если в доверенности прописано право на её получение.
 
"Верховный суд России указал, что лица, владеющие транспортным средством на основании договора аренды либо в силу полномочия, основанного на доверенности, самостоятельным правом на получение страховой выплаты не обладают", — отмечает Губенко.
 
По его словам, также и страховая компания может отказать в страховой выплате владельцу автомобиля, имеющему генеральную доверенность, но только если он не просит осуществить выплату в пользу собственника, который доверенность выдал.

Также если при наступлении страхового случая было достигнуто соглашение о размере страхового возмещения между потерпевшим и страховой компанией, то в последующем, если при проведении независимой экспертизы будет установлено занижение выплаты, судиться уже не получится. Суд будет руководствоваться соглашением, а не экспертизой.
 
"Поэтому не стоит слепо подписывать какие-либо соглашения со страховыми компаниями", — отмечает юрист.
 
Не следует ждать доплаты и на гарантийный автомобиль по ценам официального дилера. Все цены в ОСАГО определяются с учётом положений Единой методики, это значит, что выплата будет производиться по ценам из специального справочника и с учётом износа (износ не более 50%), а разницу между возмещением и убытком на ремонт у официального дилера уже никто не возместит. Разницу не получится взыскать и с виновника ДТП.
 
По всей видимости, чтобы не нагружать суд, теперь если страховая компания не доплатила автомобилисту сумму в пределах 10% от страховой выплаты, то эти деньги не получится взыскать через суд, а суд вернёт исковое заявление.
 
Также Верховный суд России разъяснил несколько моментов, которые касаются выплат расходов, связанных с ДТП. Теперь рассчитывать можно и на компенсацию даже за эвакуацию автомобиля.
"Страховая компания по ОСАГО обязана выплатить не только стоимость ущерба имуществу, но также почтовые расходы на переписку со страховщиком, убыток на эвакуацию и хранение повреждённого автомобиля, убыток на вызов аварийного комиссара", — отмечает Губенко.
 
Если страховая компания в порядке прямого возмещения убытков уже произвела выплату, и её размер оказался заниженным, а затем эта страховая компания обанкротилась или у неё отозвали лицензию, то за доплатой следует обращаться в Российский союз автостраховщиков (РСА). По словам Губенко, ранее в таком случае в доплате возмещения все отказывали.

Кроме того, если страховая компания не осуществила надлежащую выплату в течение 20 дней, то уже на 21-й день начинает начисляться неустойка в размере 1% от невыплаченного страхового возмещения. Поскольку возмещать страховая компания обязана не только убытки на ремонт автомобиля, но и иные убытки (эвакуация, хранение авто, и т.д.), то неустойка рассчитывается от размера суммарной величины невыплаченного возмещения.
 
Также если страховая компания не осуществила выплату в течение 20 дней, а затем не отреагировала на претензию, то при обращении в суд с неё в любом случае подлежит взысканию штраф в размере 50% от невыплаченного страхового возмещения. Однако штраф может быть уменьшен судом по заявлению страховой, а если потерпевший получает выплату в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, то штраф не взыскивается вовсе.
 
Верховный суд в очередной раз подчеркнул, что уменьшение неустойки и штрафа допускается судом лишь в исключительных случаях и только при наличии заявления страховой компании.