В России в Правила дорожного движения ввели термин "опасное вождение", которым обозначается "неоднократное совершение одного или совершение нескольких следующих друг за другом действий", которые создают угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов, а также угрозу другого материального ущерба.
Редакция Клопс.Ru решила показать на примере калининградских водителей, как не нужно вести себя на дороге, а также попросила экспертов оценить изменения, которые могут произойти на дорогах России в связи с поправками к Правилам.
Рассмотрим всевозможные варианты опасного вождения:
1. Невыполнение требования уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимущественным правом движения (при перестроении из полосы в полосу). Тут речь про водителей, которые пытаются вклиниться в соседний ряд, даже если их не пропускают. Оказывающимся позади в итоге приходится резко тормозить, чтобы избежать столкновения.
2. Перестроение при интенсивном движении при всех занятых полосах (кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия). Так называемых "шахматистов" на дорогах Калининграда встретить можно достаточно часто. При интенсивном движении, когда все полосы заняты, они шныряют из ряда в ряд, создавая аварийную ситуацию. Причём не только в городе, но даже на Приморском кольце.
3. Несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди автомобиля. Торопящийся водитель, как правило, подъезжает к автомобилю, следующему впереди, и сигналами фар или даже звуком поторапливает ехать быстрее или вынуждает перестроиться на соседнюю полосу.
4. Несоблюдение бокового интервала. В Калининградской области из-за узких дорог никто не вклинивается между рядов. Впрочем, если правая полоса занята (как, например, на ул. Комсомольской), водители вклиниваются между припаркованными и теми, кто едет по левой полосе. Такие водители вклиниваются между рядами, желая быстрее "стартануть" со светофора или проехать в пробку.
5. Необоснованное резкое торможение. Зачастую бывает, что резко тормозят на дорогах так называемые "воспитатели". Эта категория автомобилистов может обгонять "жертву" и резко тормозить перед другим авто. Таким способом лихач, по его мнению, "наказывает" или обращает на себя внимание автомобилиста, который, по его мнению, повёл себя не так, как следовало бы (не так перестроился или подрезал ранее).
6. Препятствование обгону. Такие манёвры, к сожалению, не редкость на трассах Калининграда. Один автомобилист решил обогнать другого, а тот специально увеличивает скорость, чтобы не пустить обгоняющего вперёд. Бывает и такое, что такие водители препятствуют безопасному возвращению в свой ряд.
Комментарии специалистов:
Предварительно предполагалось штрафовать нарушителей на пять тысяч рублей. Окончательное решение о размере штрафа будет принято осенью. Но это отнюдь не значит, что нарушителей не будут штрафовать сейчас совсем, считает юрист регионального общества защиты прав автомобилистов Пётр Губенко.
"За "опасное вождение" до осени пока нет ответственности, но следует отметить, что само опасное вождение состоит из нескольких действий по нарушению ПДД РФ", — отмечает Губенко.
По его словам, на данный момент за каждое отдельное нарушение уже и без того КоАП РФ предусмотрена ответственность, правда, как правило, незначительная — штраф от 500 до 1000 рублей.
Однако пока в большинстве случаев, если такие действия не повлекли аварии, водитель не несёт наказания.
Руководитель Сообщества автомобилистов Калининградской области Владимир Подтуркин считает, что очень остро будет стоять вопрос доказательства вины.
"Одно дело — доказать превышение скорости, другое — доказать опасные "шахматы". Кто будет определять и каким образом, опасно ли было перестроение? Обосновано ли было резкое торможение? А соблюдение бокового интервала — тут как будут измерять интервал?" — отмечает Подтуркин.
При этом, по его мнению, часть водителей нововведение всё же будет удерживать от необоснованных маневров на дороге, но не основную часть.