16:09

Академик Колпаков: Медицина больна, но не безнадежно

  1. Новости

- Евгений Васильевич, вы приезжали в Калининград по приглашению Николая Цуканова. С какими целями?

- Составить свое мнение о ситуации в здравоохранении. Будущий губернатор пригласил меня в Калининград как специалиста кардиохирурга, много лет занимавшегося проблемами организации кардиологической службой в стране. Я побывал в Гурьевской районной больнице и поликлинике, познакомился с работой системы "скорой медицинской помощи" Калининграда, посетил обе областных больницы — взрослую клиническую и детскую, встречался с руководителями фонда обязательного медицинского страхования области и провел встречу с руководством медицинского факультета РГУ им. И. Канта. Кратко сформулировать увиденное можно так: здравоохранение Калининградской области по оказанию услуг населению в части высоких медицинских технологий имеет только возможности. Есть хорошо организованные отделения и службы, определенная медицинскую базу и ряд высококлассных специалистов и организаторов здравоохранения, энтузиастов своего дела. Это главный врач Гурьевской районной больницы, главный врач городской станции "Скорой медицинской помощи", главврачи областных клинической и детской больниц, руководитель фонда обязательного медицинского страхования области. Началась работа по организации выявления и оказания специализированной помощи детям с врожденными пороками сердца. Произошло это благодаря талантливому кардиохирургу и организатору, ученику Бакулевской школы, Станиславу Мальцеву. Но материально-техническое оснащение больниц или недостаточно, или отсутствует, или весьма устаревшее, также отмечается острая нехватка достаточного количества подготовленных медицинских кадров.

- Что вы отметили в Калининградской области?

- Совершенно уникальная система электронной медицинской документации и обслуживания посетителей в Гурьевской поликлинике. Она меня, я честно скажу, где-то даже потрясла. Даже такая мощная организация, как Российские железные дороги, не обладает настолько законченной информационной базой медицинской документации. Ведь она связана со станцией "Скорой медицинской помощи" Калининграда, районными ФАПами, в ней внедрены электронные карты пациента, истории болезни. Практически с фельдшерско-акушерского пункта человек может записаться к специалисту! Если эту базу взять за основу и построить на ней хотя бы систему кардиологии в области, ситуация изменится. Но еще должна появиться аппаратура, для работы с ней надо подготовить врачей и огромный штат медицинских сестер, поскольку средней медицинский персонал - основа работы медицинского учреждения. Для решения этих вопросов нужна политическая воля руководителя и желание исполнителей работать. Вопрос решаем! Возьмем ту же Гурьевскую больницу — ведь ей удалось решить проблему докторов, которые ездят по селам, — выделили им машины, научили водить, дали возможность по компьютеру записывать людей.

- Насколько нам известно, Гурьевская больница дополнительно финансировалась из муниципального бюджета, не каждое медучреждение может этим похвастаться...

- Источников финансирования во всем мире четыре, это еще Карл Маркс сказал, и больше вы их не придумаете — это частные пожертвования, страховые компании, федеральные и территориальные деньги. Весь вопрос, как тратит эти деньги руководство и те, кто их получает. Самое ужасное состояние медицины в Англии, но при этом там делается около 1000 трансплантаций сердца детям. Если мы посмотрим оборудование, которое там стоит даже в очень крупных больницах, на 50% оно куплено инвесторами и донаторами.

- Что можете сказать про оборудование, которое стоит в детской областной больнице?

- Какое оборудование, о чем вы говорите! Да его там нет! То же самое — во взрослой больнице. Понимаете, это должна быть система оборудования для решения проблемы диагностики и лечения на уровне экспертного класса. Она должна быть отработана от "а" до "я" - чтобы человек пришел, ему сделали все необходимые исследования, например кардиограмму, рентгеновское обследование, взяли анализы, провели консультации необходимых специалистов в течение одного рабочего дня и приняли решение о тактике лечения, включая высокотехнологичные операции. Пример поликлиники Гурьевской больницы показывает, что это возможно. Но оборудование должно быть современным. Да, оно дорогое. Но медицина не бывает дешевой. Будущий губернатор это совершенно очевидно понимает. Вы, скажем так, заложники чудесной территории, отделенной от России границами других стран Конечно, можно поехать в Польшу, Литву, но там мы чужие, нас там не ждут. И потом — когда случается что-то плохое - инфаркт — никуда не поедешь, времени нет.

- Почему в Калининградской области не удалось отладить систему до сих пор?

- Я не вмешивался в документы областного министерства здравоохранения, я просто не увидел результат, посмотрев больницы. Вы в них были? Слезы льются из глаз, глядя на них, на эти здания, которые уже 70 лет стоят... Я их "холерными бараками" называю... Но вот сейчас детскую поликлинику ремонтируют. Уж не знаю, за чей счет и чья это заслуга — все тянут "одеяло на себя". Но поликлиника областной детской больницы, как только ее оснастят, будет потрясающей. Если туда еще внедрить электронную систему обследования, как в Гурьевской поликлинике — электронные истории болезни, карточки и так далее, будет совершенно замечательно. Но пока эта система идет в никуда, ведь лечить обследованных больных по высоким медицинским технологиям в области негде — ни одна больница не готова! Кадров катастрофически не хватает — им просто негде жить, негде работать по тем технологиям, которые они выучили. Им нечего тут делать! Но чтобы их привлечь, нужно дать жилье. В документах, представленных минздравом, к сожалению, я не увидел, когда будут решены эти проблемы. А ведь население нуждается в высокотехнологичной медицинской помощи уже сейчас... Но будущий губернатор в разговоре со мной сказал, что это его приоритетное направление. Система приглашения людей на работу отработана, известна, и он будет решать эту проблему.

- На ваш взгляд, нам нужен центр кардиососудистой хирургии?

- Нужно ли, чтобы вся помощь оказывалась на месте в Калининградской области? Да, нужно. Но весь вопрос в том, кому будет принадлежать этот Центр. Если он законодательно встроен в систему здравоохранения области, это одно решение. А если нет? Вот вам очень простой пример: больница железной дороги. Вы сможете туда просто так лечь?

- Нет, конечно...

- Вы ответили на все вопросы! Если законодательно он относится к федеральному имуществу, то все... Разрешат федералы — будете там лечиться. Не разрешат - по каким-то причинам, вас туда не возьмут, к сожалению, такие примеры в других областях уже есть с печальным исходом. Поэтому проблему нужно решать законодательно.

- Говорят, вы приезжали, чтобы решить кадровые вопросы областного Минздрава?

- Нет, конечно! Николай Николаевич попросил меня обозначить ключевые проблемы здравоохранения, помочь построить систему, которая поможет эти проблемы решить. То, что они решаемы, нет никаких сомнений. То, что эта система затратная... Это правда. Но возьмите своих родственников — если они будут здоровы, то они будут работать, значит, экономика будет получать деньги. Вот люди мне у вас понравились — главврач Гурьевской ЦРБ - не только своим образованием, но и умением выстроить систему. Уникальный человек. Если говорить о "скорой помощи", там замечательная заведующая, работа хорошо организована. Вполне достаточное понимание у Фонда обязательного медицинского страхования. Еще мне понравилась организация медицинского факультета РГУ им. И. Канта. Я преподаю в Российском государственном медицинском институте им. Н.И. Пирогова (2-ой ММИ), между этими ВУЗами заключается договор о совместной подготовке и переподготовке местных кадров. Думаю, в течение двух-трех лет можно будет создать систему и начать реализовывать проекты, сделать высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь доступной для жителей Калининградской области.

ДОСЬЕ «КП»

Евгений Васильевич Колпаков - хирург и ученый, специализирующийся в области хирургической аритмологии; доктор медицинских наук, профессор, академик медико-технической Академии. Один из ведущих специалистов России в области хирургического лечения нарушений ритма сердца и лечения хронической сердечной недостаточности. Имеет около 200 научных публикаций, работ, учебно-методических разработок и пособий, более 22 изобретений в области электрокардиостимуляции, протезов клапанов сердца и т.д. Занимался организацией отделений аритмологии, которые теперь входят в разряд высокотехнологической медицинской помощи. С 1981 г. в качестве главного специалиста Минздравов СССР и РСФСР организовывал отделения хирургического лечения нарушений ритма сердца. Почти 20 лет был заместителем академика РАН и РАМН Валерия Шумакова (директор НИИ трансплантологии и искусственных органов — ред.) по научно-учебной части, руководителем первого в стране отделения хирургического лечения нарушений ритма сердца.