После потери рынков северной Европы, куда традиционно поставлялось калининградское зерно, в регионе образовался профицит в размере 40%. Об этом рассказала гендиректор АО «Портовый элеватор» Елена Зайцева. Эксперта цитирует портал Portnews.
«Его (зерно) можно было бы поставлять на внутренний российский рынок, однако прекрасная по качеству пшеница будет неконкурентоспособной в части цен — себестоимость её производства у нас выше. Так, нам требуется завозить на территорию региона топливо, удобрения, средства защиты растений — и перевозить их по территории Литвы и Белоруссии. В результате цена на наше зерно выше, чем в других российских регионах. В придачу финансовой нагрузкой являются зерновой демпфер, введённый 2 июня 2021 года, а также квоты на экспорт зерна, действующие с 2020 года», — рассказала Зайцева.
По мнению специалиста, избавиться от профицита позволил бы экспорт зерна в такие страны, как Марокко, Алжир, Мавритания. Однако нынешняя осадка у причалов на уровне 8 метров позволяет порту принимать относительно только небольшие суда массой до 10 тысяч тонн.
«К примеру, до Египта такие суда не дойдут. Для экспорта зерна в Африку требуется фрахт более крупных судов», — считает глава «Портового элеватора».
По мнению эксперта, эффективной мерой поддержки региона может стать субсидирование фрахтования судов для перевозок зерна по актуальным направлениям.
В сентябре 2019 года сообщалось, что в Калининградской области аграрии не могут продать на экспорт рекордный урожай зерна.