Директор Западного филиала РАНХиГС Михаил Плюхин рассказал, чем заинтересовать абитуриентов из других регионов и местных выпускников.
Конец года — самое время подводить итоги. Об удачах и проблемах среднего профобразования, новых программах и взаимодействии с работодателями рассказал руководитель Западного филиала РАНХиГС Михаил Плюхин.
Набрали максимум студентов
— Один из главных итогов для вуза — это результаты приёма. Как кампания прошла в этом году?
- — Несмотря на внешние проблемы, самым стабильным остаётся образование. И нам приятно отметить, что в 2022 году Западный филиал РАНХиГС набрал самое большое количество студентов за всю историю филиала: на все формы обучения высшего и среднего профобразования зачислено 1700 человек. Важно, что произошёл не только количественный, но и качественный рост: средний балл ЕГЭ повысился на 1,5 балла. Этого мы добились благодаря тому, что наш вуз — не многопрофильный, а нишевой, и даёт не просто качественное образование, а уникальные для региона и страны программы. Немалую роль в результате сыграло формирование новой команды управленцев, которое идет последние два года, — к нам на работу приходят лучшие специалисты. Назову только несколько имён: Виктор Фалеев, Ирина Кукса, Сергей Воропаев, Оксана Мартыненко, Юлия Шкуркина, Сергей Безбережьев…
Хочу отметить, что в этом году более 20% студентов приехали из других регионов, и что особенно приятно, в том числе из тех, где есть свои крупные престижные вузы, развита наука и образовательная среда: Новосибирской, Свердловской области, Алтая, Пермского края и других мест. Они едут на конкретные специальности, уникальные профили, большую роль играет государственный статус и престиж вуза, комфорт и особенность региона.
- Знаю, что много абитуриентов пришло не только на высшее, но и на среднее профобразование. В последнее время наметился тренд на СПО, а в этом году случился настоящий бум. Мы полностью набрали бюджетные и платные группы, и это при том, что количество бюджетных мест значительно увеличилось и было беспрецедентным для региона — 795 на 11 программ. К сожалению, должен констатировать и возникшую проблему: мы максимально выполнили заказ государства, но, увы, получаем федеральное финансирование колледжа только на 45%.
— Что вызвало наибольший интерес у абитуриентов и что нового им ждать?
- — Мы постоянно адаптируем и трансформируем существующие образовательные направления, открываем новые. Популярностью пользуется наш флагман «Государственное и муниципальное управление» — подготовка и переподготовка управленцев разных уровней. Большой интерес вызывает программа по гостеприимству, на которой используется дуальное обучение, когда почти половину учебного процесса студенты проводят непосредственно на объектах, изучая всё на практике; программа реализуется под патронатом декана факультета гостеприимства РАНХиГС, руководителя федерации отельеров и рестораторов России Игоря Бухарова и при непосредственном участии Ассоциации индустрии гостеприимства региона во главе с Ольгой Тесленко.
В этом году был открыт новый уникальный для региона профиль «Цифровое государство», на котором готовят будущих руководителей и управленцев — знатоков современных цифровых сервисов для органов власти и для общества. Популярной стала и другая новинка — «Экономическая безопасность», в основе которой — обеспечение экономической устойчивости, управление рисками, кризисный менеджмент.
Большое достижение — получение лицензий на две новые специальности: «Судебная и прокурорская деятельность» (сейчас аналогов в регионе нет) и «Правовое обеспечение национальной безопасности». Это специалитеты с пятилетним сроком обучения на очной форме (есть и заочный вариант). Набор начнётся в следующем году, но к ним уже проявляют интерес будущие студенты, их родители, а также эксперты, которые хотели бы передать свои знания и практический опыт молодому поколению.
— Появились ли принципиально новые направления?
— Благодаря победе Президентской Академии, которую в нашей области представляет Западный филиал РАНХиГС, в федеральной программе развития «Приоритет 2030» мы вошли в первую группу вузов и теперь участвуем в нескольких стратегических проектах. Это «Академия будущего для будущего России»: на базе филиала создан хаб (всего в стране их пять), который предполагает реализацию в регионе передовых управленческих методик для подготовки и переподготовки управленцев, разработанных головной академией и ведущими учёными и практиками страны. Второй проект — «Деловое образование мирового уровня» — направлен на развитие предпринимательства. С его помощью наши студенты, которые пройдут всю линейку акселерации, смогут создать свой стартап, защитить его как диплом и, возможно, начать успешный бизнес. Проект поддерживают венчурные фонды, готовые вкладываться в идеи.
В этом году у нас прошёл комплекс образовательных интенсивов — деловых игр, хакатонов, митапов, итогом которых стало порядка 15 проектов (всего же в отборе поучаствовало около 200 студентов), которые при этом экспертные комиссии регионального и федерального уровня оценили их как имеющие перспективы. К тому же, создан Центр технологического предпринимательства. Всё это в комплексе формирует у ребят те компетенции, которые не появятся просто на лекциях: умение работать в команде, принимать решения и нести за них ответственность, работать в ситуации стресса и неопределённости и многое другое.
— Наверняка в филиале уделяется внимание и научной составляющей.
— Безусловно: в этом году мы издали книгу «Калининградская область Российской федерации: геополитический этюд» и сделали научно-исследовательский сборник «Калининградская область в 2021 году: горизонты развития». В кооперации с социологическим институтом РАН провели ставшую уже традиционной всероссийскую научно-практическую конференцию «Цивилизационный потенциал российского региона: проблемы измерения, интерпретации и оценки».
Работодатели становятся партнёрами
— Сегодня вузы активно сотрудничают с работодателями и стараются приблизить образование к реальной сфере. Что делает в этом отношении филиал?
— Мы вышли на новый уровень партнёрского взаимодействия с работодателями региона и вместе делаем образование более современным, связанным с потребностями сегодняшнего дня. Привлекаем экспертов не только в качестве преподавателей, лекторов, но и в качестве участников разработки учебных программ. Одна из форм взаимодействия — регулярные управленческие мастер-классы в комплексном образовательном проекте «Лучшие учатся у лучших» от ключевых экспертов регионального бизнеса и системы управления. Только несколько имен спикеров в рамках проекта: Елена Дятлова, Олег Пономарёв, Андрей Романов, Александр Шендерюк-Жидков… Также создаются учебные точки на базе наших отраслевых партнёров: базовые кафедры (сейчас идёт обсуждение создания такой точки в партнёрстве с правительством области), учебно-тренинговые (например, на базе крупнейшего ритейлера — компании «Спар», а также на объектах сферы гостеприимства) и информационно-ресурсные центры практической подготовки (первый уже работает на базе администрации Гвардейска). Мы не просто приближаем учебный процесс к будущей профессиональной деятельности, а переносим его в реальные места, где в дальнейшем, возможно, будут работать наши выпускники и где можно узнать все нюансы профессии.
Есть и другие варианты сотрудничества с работодателями: например, к нам обратилась администрация Светлогорска с заказом на создание концепции по благоустройству прогулочной зоны реки Светлогорка. Проекты подготовили студенты Президентской академии из Калининграда, Москвы, Екатеринбурга, и многие из идей взяты в разработку. Сейчас наши студенты выполняют заказ рыбоконсервного завода «За Родину» — ищут решение для кейса по выходу на новые рынки.
— Есть ли у студентов другие возможности для самореализации помимо учёбы?
— Конечно! Это творчество, студенческое самоуправление, стройотряды. Отдельно отмечу спорт: наша хоккейная сборная второй год подряд выигрывает чемпионат области и впервые принимает участие в чемпионате студенческой лиги СХЛ. У нас сильная баскетбольная сборная, развивается футбол, волейбол и т.д.
Стройотряды для нас особенно важны: это не только «школа жизни», но и возможность отточить важные компетенции и прилично заработать. Мы начали развивать стройотрядовское движение в 2020 году, и уже в этом стали лучшим штабом в регионе. И, конечно, мы погружаем студентов всеми способами в искусство управления: даем им «порулить» филиалом на позициях директора, его замов, на других ответственных должностях, приучаем не бояться принимать управленческие решения, ошибаться — и нести ответственность. У нас сейчас самый современный кампус, хорошая студенческая творческая среда, достойная корпоративная атмосфера взаимодействия, коммуникации. У нас комфортно учиться и работать, заниматься саморазвитием, расти профессионально и социально.
В целом, мы в масштабах Президентской Академии, в её западном кампусе, строим экосистему образования, которая становится основой успешного счастливого будущего.
На правах рекламы