00:08

Роскомнадзор ужесточает борьбу с распространением детского суицидального контента

  1. Новости

Роскомнадзор ужесточает борьбу с распространением детского суицидального контента. За четыре года служба выявила 493 тыс. нарушений. При этом число детских суицидов за 2021 год в России выросло на 37,4%.

Среди главных причин в аппарате уполномоченного при президенте РФ по правам ребёнка выделяют: отсутствие взаимодействия в семье и конфликты с родителями, психические расстройства, несчастную любовь, недовольство внешностью, проблемы с учёбой и влияние противоправной информации в интернете, пишет Газета.ру.

Группа риска

Эксперты отмечают, что теперь на грань непоправимого поступка чаще всего встают дети из благополучных семей. Подростки, воспитанные в «тепличных» условиях, не способны справляться со стрессовыми ситуациями.

«Подростки — группа риска для всех психологических и психиатрических нарушений. Именно в этот уязвимый период чаще всего регистрируется дебют заболеваний. Причина тому — резкие и глобальные изменения в растущем организме, при отсутствии опыта и навыков справляться со своими переживаниями и жизнью в целом. Хоть подростковый кризис и вполне нормальное явление, но зачастую проявления его переходят все границы», — объясняет психолог Анастасия Корнеева.

Раньше дети искали психолога во дворе, теперь отправляются за этим в интернет, где могут наткнуться на одну из «групп смерти». Там их «прощупывают»: подпитывают ненависть к себе или родителям, внушают, что они никому не нужны, поэтому выход только один.

«Ролки»

Это разновидность ролевых игр, где детей доводят до суицида. В них нет, что называется, финального босса. К суициду друг друга призывают сами участники. Ребёнок создаёт персонажа, и в какой-то момент перестаёт реальность и виртуальность пересекаются. Когда персонажа призывают к самоубийству, подросток принимает это на свой счёт.

Регулировать такие группы или чаты сложно, они закрыты. Даже если полицейским удаётся установить номер или аккаунт, её создателя, интернет-платформы отказываются сотрудничать и не раскрывают данные пользователя. Во-вторых, техподдержка ссылается на то, что призывы адресованы не пользователю, а его персонажу.

«Найти организаторов сложно, посадить практически невозможно. В «ролках» режется и выполняет задания аватар. У нас 180 волонтёров, мы раскрываем и находим организаторов, но многие наши материалы просто идут в топку: потому что игра идёт с волонтёром, а не реальным подростком. Но часто мы связываемся с сотрудниками МВД, составляем бумагу на оперативный эксперимент, и тогда уже это начинает работать. На нашем счету не один задержанный» — рассказал руководитель московского межрегионального общественного объединения «Центр противодействия киберпреступлениям» Сергей Цурко.

Опасное содержимое

Дети во время возрастных кризисов становятся особенно восприимчивы к суициду, считают психологи. В эти моменты они легко поддаются внушению. Достаточно прочитать в соцсетях, что у других сверстников тоже есть проблемы, но они смогли их «решить».

«Обилие материалов суицидального характера в сети — это «разрешительный» элемент, который как бы легализует то, о чём было страшно даже подумать. Но чтобы человека на что-то спровоцировать, у него изначально должна быть определённая степень внутренней готовности», — считает Анастасия Корнеева.

Запрещать, нельзя, блокировать

С 2017 года работает служба мониторинга Роскомнадзора, которая отслеживает в интернете суицидальный контент. Эксперты приводят неопровержимые доказательства того, что внимание СМИ к данной теме, может послужить катализатором для потенциальной жертвы. Поэтому пресса в освещении материалов о самоубийствах находится под прессом узких рамок.

«Нужно блокировать не только группы с суицидальным контентом, но и материалы, в которых самоубийства преподносят в утончённо-изысканном свете. Важно усилить контроль над организацией сообществ типа «Синий кит», не допускать появления таких движений и применять самые жёсткие санкции к тем, кто создаёт такие группы», — предлагает Анастасия Корнеева.

Роскомнадзор — это охотник. Но у Красной Шапочки ещё есть мама, которая должна рассказывать об опасности сетевых дебрей и о том, что под каждым аватаром может прятаться волк.

«Измените отношение к ребёнку: если мало уделяли ему времени — уделяйте больше, если ругали — перестаньте, если не контролировали — введите мягкий контроль. Покажите ребёнку примеры успешных жизненных преодолений сложностей. Относитесь внимательнее к его здоровью и не бойтесь лишний раз перестраховаться и обратиться за помощью к специалистам. Всегда составляйте совместные перспективные и привлекательные планы на будущее: планы на отпуск, покупки, поступление в учебное заведение», — рекомендует кандидат психологических наук Дмитрий Рассохин.

Минздраву РФ рекомендовали создать «единую федеральную кризисную службу по помощи подросткам, находящимся в суицидальном кризисе». Подобные службы поручили организовать и регионам.