Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий высаживать из автобусов, трамваев и троллейбусов инвалидов I группы, не оплативших проезд. Решение опубликовано на сайте нижней палаты парламента.
Правительство поддержало поправки, но попросило депутатов определиться, как быть, если у человека нет документов, подтверждающих инвалидность.
Поправка может спровоцировать некоторых пассажиров ездить бесплатно, считает кандидат юридических наук, руководитель образовательных программ Высшей школы права ОНК «Институт управления и территориального развития» БФУ им. И. Канта Елена Фадеева.
«При принятии подобных законов всегда важно учитывать возможные злоупотребления правом. Предполагается, что законопроект не освобождает инвалидов I группы от обязанности оплачивать проезд, а лишь позволяет проехать в общественном транспорте в экстренном случае, например, когда забыл социальную карту. Однако весьма обоснованы опасения, что безбилетный проезд станет распространённой практикой, что мы наблюдаем после введения аналогичного запрета высаживать из транспорта детей и подростков до 16 лет», — комментирует Фадеева.
Эксперт считает, что регулирование в сфере защиты прав людей с ограниченными возможностями должно носить системный, а не ситуативный и случайный характер. Очередной запрет лишь маленькая заплатка для большой дыры.
«Интересно, что подобный запрет распространяется на случаи безбилетного проезда только в автобусах, трамваях, троллейбусах. Но как быть с защитой инвалидов при их поездках, например, в пригородных поездах? В данном случае необходимо продумывать правовые механизмы комплексного обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями», — говорит Фадеева.
По мнению специалиста, непроработанным остался механизм реализации закона. Например, как поступать водителю или контролёру, если у безбилетника нет документов, свидетельствующих о наличии именно I группы инвалидности.
Факт высадки пассажира с ограниченными возможностями доказать весьма проблематично, а значит, сложно привлечь к административной ответственности перевозчика.
«Подобное фрагментарное правовое регулирование не решает проблему, а только усугубляет её и усиливает неблагоприятную тенденцию законодательной инфляции», — уверенна Фадеева.
Штраф за высадку пассажира с ограниченными возможностями составит 5 тыс. руб. для водителя или до 30 тыс. для контролёра.
С 2021 года Госдума запретила высаживать из транспорта несовершеннолетних.