08:59

Ошибка в кредитной истории: как исправить, чтобы получить заём

  1. Новости
Ошибка в кредитной истории: как исправить, чтобы получить заём - Новости Калининграда

Даже в самую идеальную кредитную историю может закрасться ошибка: один и тот же кредит появляется несколько раз, или же из-за технических неполадок на вас «висит» долг, хотя были оформлены кредитные каникулы. Мог сыграть роль и человеческий фактор — например, когда сотрудник банка неверно внёс данные. Словом, произойти может что угодно, и в итоге ваша кредитная история окажется испорченной. Что делать? Разберёмся в материале.

Вся информация о ваших кредитных обязательствах хранится в различных бюро кредитных историй (БКИ). С 2022 года кредитная история будет «обнуляться» через 7 лет после последнего финансового события, отражённого в ней. Бюро удалит историю, если с ней ничего не будет происходить. Любой новый заём, кредит, заявка, оплата, изменения в личных данных — и срок пойдёт заново. 

А вот каждый просроченный платёж, отражённый в истории, может стать причиной отказа для получения займа. Именно поэтому и нужно регулярно контролировать свою кредитную историю. Закон гласит, что каждый человек вправе её проверять — правда, безвозмездно это можно делать не чаще, чем два раза в год, причём из этих двух раз только один отчёт можно получить на бумажном носителе. За дополнительные запросы придётся платить. Заявление на получение информации можно подать на портале госуслуг через сервис «Сведения о бюро кредитных историй». А узнать список БКИ, с которыми работает ваш кредитор, можно через Центральный Банк (ЦБ).

Что же делать, если в кредитной истории есть ошибка?

1. Немного подождать

Бывает так, что информация поступает в БКИ неоперативно. Убедитесь, что прошло три рабочих дня с того момента, как вы закрыли кредит, и ваша кредитная история действительно обновилась.

2. Закрыть кредитную карту

Распространённая ошибка — погасить кредит, но забыть закрыть карту. За обслуживание кредитной карты банк будет списывать плату, даже если вы не совершите с её помощью ни одной операции, и на карте может образоваться долг. Поэтому ненужные карты стоит аннулировать.

Обратитесь в банк, попросите закрыть ваш карточный счёт и обязательно сохраните документы о завершении или расторжении договора. Через месяц-другой лучше удостовериться в банке, что счёт и карта точно закрыты, долгов нет.

  1. Вспомнить про долги

Иногда оказывается, что после погашения старого кредита осталась маленькая непогашенная сумма, например, комиссия за какую-то дополнительную услугу. И банк об этом не сообщил — возможно, вы сменили номер телефона или адрес либо были какие-то другие причины, по которым банк не уведомил вас. В итоге в вашей кредитной истории числится просрочка. 

  1. Убедиться, что на вас не оформили кредит мошенники

Если аферисты завладеют данными вашего паспорта, то смогут получить кредит или заём от вашего имени. Банки и МФО проверяют личность клиента, прежде чем выдать деньги, но иногда преступникам удается их обмануть.

  1. Проверить на ошибки

Выше мы говорили о человеческом факторе: случается, что чужую информацию заносят в систему тёзкам или однофамильцам. Бывает и такое, что кредит погашен, но кредитор не передал в бюро новые данные. Или передал, а в бюро их не учли.

Как исправить ошибку?

Чтобы удалить недостоверные данные, следует обратиться к кредитору, который передал в БКИ некорректную информацию. Напишите заявление в банк или МФО и потребуйте исправить ошибку. Кредиторы могут принимать такие обращения дистанционно — через свой сайт, мобильное приложение или электронную почту.

В течение 10 рабочих дней кредитор обязан провести проверку и переслать в БКИ правильные данные. Здесь важно проследить, чтобы коррективы внесли во всех БКИ, куда ваш банк отправил информацию.

Можно действовать иначе и обращаться напрямую в БКИ. Бланк заявления можно скачать на сайте бюро. Однако заявление придётся подать лично в офисе бюро либо заверить у нотариуса и отправить обычной почтой. О принятом решении вам сообщат в течение 30 дней. Если во время проверки кто-то запросит вашу кредитную историю, бюро отметит те данные, которые уточняются и могут не соответствовать действительности. А когда банк или МФО подтвердят вашу правоту – бюро исправит ошибку и сообщит вам об этом.

Если БКИ не исправило ошибку, или кредитор настаивает, что у вас есть просрочка, можно обратиться в суд. Ответчиком может быть кредитная организация или бюро кредитных историй — это зависит от причины отказа БКИ внести исправления. Поэтому для обращения в суд понадобится официальный отказ с указанием причины.



Материал подготовлен в рамках государственной программы Министерства финансов Калининградской области «Эффективные финансы». Дополнительная информация по вопросам финансовой грамотности — по телефону горячей линии (звонок бесплатный) 8 (800) 555-85-39 или на сайте fingram39.ru.

Партнёрский материал