09:10

«Автотор» приступает к созданию высоколокализованного электромобиля

  1. Новости
«Автотор» приступает к созданию высоколокализованного электромобиля - Новости Калининграда

В конце июня 2022 года Европейский Совет утвердил решение о том, что через тринадцать лет, с 2035 года, в странах Евросоюза будет запрещена продажа новых легковых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

Бензин, дизель, пропан-бутан и метан прекратят использовать как топливо. Правда, старые автомобили сразу, в один день, на свалки не отправятся, сроки по прекращению их эксплуатации в ЕС ещё не определили. По грузовикам тоже решение не принято. Однако тенденция не просто наличествует, а приобретает силу и доминирует. Уже сейчас, по данным Европейской ассоциации автопроизводителей, электромобили и гибридные автомобили с подзарядкой от сети составляют 18% новых легковых автомобилей, проданных в ЕС в 2021 году. Становится длиннее и средний пробег на одной зарядке: он превышает 400 км, увеличившись больше, чем вдвое, за десять лет.

Чем ответит на этот вызов отечественный автопром? Ответ обычно дают лидеры отрасли. В конце 2020 года основатель «Автотора» Владимир Щербаков впервые заявил, что планирует запуск производства электромобилей.

«Возьмём за основу достойную модель, добившуюся признания на рынке, проведём глубокую русификацию, модернизацию и адаптацию под российские условия производства и эксплуатации. Мощности для электромобиля — очень дорогие и технически совсем другие. Планируем применить аддитивное печатание композитных кузовов, нужны новые двигатели, новая электроника, планируем организовать одно из первых в России производство новых подушек безопасности и так далее. Убеждён, что производство компонентов можно создать именно в Калининграде», – сказал тогда Щербаков.

Вскоре планы стали приобретать конкретику. ТАСС16+ сообщил, что Минпромторг России, госкорпорация «Росатом», Правительство Калининградской области и «Автотор» договорились о производстве и поставках батарей для электромобилей, а пилотная партия которых будет представлена уже в 2023 году. Председатель совета директоров «АВТОТОР Холдинг» Валерий Горбунов поделился деталями:

«На этапе создания производственной базы мы модернизируем существующие мощности и строим новые объекты, то есть занимаемся созданием основных и вспомогательных зданий и сооружений, используемых при выполнении технологических операций. Работа по созданию производства электромобилей ведётся специалистами нашего конструкторско-внедренческого центра “Электроэлемент” в сотрудничестве с инжиниринговым центром и другими подразделениями и службами, обеспечивающими действующее производство».

На первом этапе «Автотор» разрабатывает чистый электромобиль и не планирует заниматься гибридами, так как считает, что будущее за электрическими и газомоторными двигателями.

«Но есть одно “но”», – замечает Валерий Горбунов. — И оно связано в первую очередь с недостаточной обеспеченностью зарядной инфраструктурой. Проще говоря, до зарядки “из окна многоэтажки” в каждом городе нам ещё далеко. Хотя и в этом направлении сейчас идёт развитие. Очень надеемся, что темпы и масштабы этой программы будут наращиваться. Так или иначе, для нас сегодня очевидно — спрос на электротранспорт будет расти. С точки зрения инженерных разработок, наша задача — сделать машину максимально удобную и эффективную для использования российскими потребителями с учётом протяжённости дорог и больших расстояний. В частности, мы прорабатываем концепцию удлинения пробега электромобилей за счёт так называемых расширителей пробега, которые, в том числе, могут представлять собой компактные газовые двигатели, способные на ходу подзаряжать основную тяговую батарею. Что касается адаптации к дорогам и климатическим условиям — конечно, это планируется, начиная от наличия медленных переносных зарядных станций, подключаемых к обычной розетке, идущих в комплекте с автомобилем, и заканчивая системами подогрева и охлаждения тяговой батареи.

Интерес к этой теме огромный, причём как у горожан, а вместе с ними у новых предпринимателей, так и у власти. 

«Автотор» приступает к созданию высоколокализованного электромобиля - Новости Калининграда

Калининградская область стала одним из 20 пилотных регионов, развивающих на своих территориях инфраструктуру для электротранспорта. Между Правительством Калининградской области и “Россетями” работает соглашение о развитии электрозарядной инфраструктуры.

Другой пример — из области стартапов. На конкурсе идей “Бизнес Баттл»12+ одним из заметных проектов стала бизнес-модель Артёма Тачкова по созданию сети заправочных станций для электромобилей. По подсчётам команды Тачкова, на десять электромобилей должна приходиться одна зарядная станция.

Другая очевидная задача, которую придётся быстрее, чем раньше, продолжать решать создателям отечественного электромобиля, состоит в импортозамещении и локализации производства. Задача для “Автотора» не новая: предприятие много лет занималось расширением линейки отечественных комплектующих для автомобилестроения, но в случае электромобиля — принципиально другая.

Часть автокомпонентов мы намерены производить сами, также максимально будем использовать то, что уже есть у нас в стране. Литий-ионные аккумуляторные ячейки будут калининградского производства. Их мы получим с предприятия “Росатома”, которое создаётся сейчас в Калининградской области, у нас подписано соответствующее соглашение о сотрудничестве. Это полностью отечественная разработка и полностью отечественное производство, сырьё и, что не менее важно, отечественное программное обеспечение, поскольку каждая батарея должна управляться своим блоком, обеспечивать соответствующие режимы зарядки и работы батареи, постоянный температурный режим», — говорит Горбунов.

Также, по его словам, с предприятия «Росатома» планируются поставки систем накопления энергии, высоковольтной проводки, разъёмов, коннекторов и других компонентов.

В 2022 году, несмотря на неблагоприятные внешние факторы, связанные с международными санкциями, которые спровоцировали, в том числе, сложности с логистикой комплектующих и существенное падение объёма производства, «Автотор» продолжил реализацию инвестиционных проектов в полном соответствии с обязательствами, взятыми в рамках специального инвестконтракта (СПИК), заключённого «Автотором» в 2019 году с Министерством промышленности и торговли РФ и Правительством Калининградской области. За три года на инвестиционные цели направлено в общей сложности более 10 млрд руб.

Уже в 2023 году планируется запуск семи новых заводов. На этих предприятиях планируется выпуск электромобилей и автокомпонентов, включая производство роботизированной техники, электродвигателей, тяговых батарей, инверторов, подрамников, жгутов проводов, производство систем вентиляции, отопления и кондиционирования, пластмассовых изделий, компонентов из пластика, изготовление бамперов, сидений, систем выпуска отработанных газов, систем помощи водителю и др.

Новости компаний