26 мая в нашей стране отметили День российского предпринимательства. «Клопс» принимает челлендж от «Питер ТВ» и продолжает цикл публикаций «ЗаДело» о том, как представители малого бизнеса меняются и растут, успешно преодолевая трудности.
Партнёр проекта — Сбер, который вместе с другими брендами подготовил ряд выгодных предложений для предпринимателей к профессиональному празднику.
В этом году из-за беспрецедентных санкций российские предприниматели сталкиваются с множеством вызовов. Сохранение объёмов бизнеса и рабочих мест особенно актуально для Калининградской области, в силу её эксклавного положения. Представляем три вдохновляющие истории о вере в себя и мечту несмотря ни на что.
Ставка на кофе и туристов
«Мой первый бизнес родился из хобби и мечты открыть уютное кафе в спальном районе, чтобы там пахло крепким кофе и глаза разбегались от свежайших десертов. Мы искали небольшое помещение с летней террасой. И вот 1 июня 2014-го открыли свою первую кофейню “Шарлотта”. Его сразу полюбили жители соседних домов. Так мы поняли, что на правильном пути», — рассказывает руководитель сети кафе Татьяна Кельбас.
В 2020-м пришла пандемия, общепиту стало непросто выживать. Но в кафе не теряли надежду.
«Менеджеры из Сбера рассказали, что существует программа поддержки бизнеса, пострадавшего во время пандемии. С тех пор мы стали плодотворно сотрудничать. У банка хорошие условия по ведению счетов и зарплатному проекту, консультационная поддержка, есть на кого опереться».
В начале 2022 года Татьяна решилась открыть ещё одну кофейню в Зеленоградске — пришлось взять кредит.
«Многие крутили пальцем у виска. О каком расширении бизнеса может идти речь в такой непредсказуемой ситуации? Но я рискнула, потому что уверена, что несмотря на внешние обстоятельства, в бизнесе, если ты честен и трудолюбив, тебя обязательно ждёт успех! Да и я, как любитель кофе, уверена, что всегда будут те, кто придёт в приятное место за ароматным напитком».
Но это ещё не всё. Тот, кто увлечён делом своей мечты, никогда не остановится на достигнутом. В январе предпринимательницу заинтересовала идея создания капсульного отеля.
«Пообщавшись с экспертами, мы только укрепились в своих намерениях и недавно открыли такую гостиницу на 30 мест в центре Калининграда. Она уже пользуется большой популярностью. Уверена, что и в будущем в Калининград будут приезжать туристы, для которых недорогое и комфортное размещение будет в приоритете, поэтому не сомневаюсь, что мы выбрали правильные направления для развития бизнеса!»
Заполняем освободившиеся ниши рынка
Артур Низамов — собственник группы компаний «Арт-Групп», в которую входят производственные предприятия «Арт Сервис», «Камилия», «Чистый дом» и «Калининград полимер», рассказывает о том, как изменился конкурентный рынок и как это позволило компании нарастить бизнес.
У группы компаний есть своё производство. Под различными брендами в регионе они изготавливают бытовую химию, бумажные изделия, мешки для бытового и строительного мусора. В течение этого года в компании планируют осуществить полный цикл переработки вторсырья — от сбора материала до конечного изготовления продукта. В настоящее время объёмы производства увеличиваются, и расширяется линейка ассортимента, так как из-за ухода ряда конкурентов с рынка вырос спрос на товары.
В феврале «Арт-групп» из-за введённых санкций и трудностей с зарубежными поставщиками смогла укрепить позиции на региональном рынке. Продукцию группы компаний можно увидеть как на прилавках крупных торговых сетей, так и в мелких магазинах у дома. Кроме того, удалось установить деловые отношения с многими предприятиями и клининговыми организациями Калининградской области.
«Изначально я понимал, что бизнес-систему нужно выстраивать по нескольким направлениям. Но тогда не мог предположить, что все наши сферы получат такой импульс. Сейчас мы закупили новое оборудование. В планах — расширение производства. Считаю, что мы успешно обеспечим импортозамещение в данных категориях», — рассказывает Артур Низамов.
Растить и наращивать
Компания «Панона» круглый год поставляет зелень и овощи в калининградские торговые сети. Гендиректор совместного предприятия Елена Майзенгельтер признаётся, что в феврале пришлось нелегко.
«Мы столкнулись с повышением цен на семена, удобрения. Вовремя переориентировались и стали работать преимущественно с российскими производителями, селекционерами», — рассказала Елена Майзенгельтер
Введение санкций совпало с и так нелёгкой для аграриев порой.
«Весной мы начинаем нести затраты, есть потребность в семенах, удобрениях. Оборотных средств не хватает. Оформили кредит в Сбере — достаточно лёгкий процесс. Мне не пришлось ехать в банк, всё онлайн. Скорость этих процессов нам помогла вовремя купить всё необходимое».
Несмотря на все вызовы «Панона» уже наращивает объёмы, развивает клиентскую базу. Урожай в компании собирают круглый год: зелень, огурцы, томаты, перцы.
«Мы высаживаем растения в теплицах и занимаем приличную площадь в открытом грунте. Интегрируемся в государственную программу по импортозамещению, с оптимизмом смотрим в будущее и прогнозируем хорошие результаты».
Не время замораживать проекты
Во времена высокой экономической турбулентности основами развития бизнеса всегда были смелось, настойчивость и способность адаптироваться к новым реалиям. Важную роль в поддержке предпринимательства играют банки.
Управляющий Калининградским отделением ПАО Сбербанк Андрей Свердлов уверен, у регионального бизнеса есть чему поучиться.
«Наши предприниматели показывают отличный пример, как успешно справляться со всеми происходящими изменениями: развивать импортозамещение, находить альтернативных российских поставщиков, открывать новые направления деятельности. Сбер активно работает с клиентами, адаптирует действующие продукты и услуги под текущую повестку и разрабатывает новые. Будем и дальше делать всё возможное, чтобы поддерживать предпринимателей и вместе браться за дело».
Челлендж «ЗаДело» продолжается. Мы передаём эстафету в Вологду, популярному городскому порталу vologda-poisk.ru, чтобы больше вдохновляющих бизнес-историй появилось в информационном пространстве Северо-Запада.