Школы сегодня остро нуждаются в молодых учителях, владеющих не только современными педагогическими методиками, но и ориентирующихся в компьютерных и информационных технологиях, — это чётко показали два года пандемии.
Образовательная программа «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) “Русский язык. Литература”» реализуется в БФУ им. И. Канта с 2014 года. Студенты учатся здесь пять лет.
Программа отлично себя зарекомендовала — трудоустроены абсолютно все ребята.
В основном они работают в школах Калининграда и области: в Озёрске, Гусеве, Немане, Нестерове, Черняховске, Советске, Балтийске, Зеленоградске, Гвардейске.
Сегодня как никогда важно уметь отстаивать в диалоге свои убеждения и традиционные ценности, наиважнейшая из которых — родной язык.
«Выпускники активно заявляют о себе на конкурсах профессионального мастерства регионального уровня, — рассказывает ведущий менеджер образовательной программы Института образования, кандидат филологических наук, доцент Елена Торпакова. — В прошлом году двое стали победителями конкурса “Молодые профессионалы”, а в этом году наша выпускница стала лауреатом конкурса в номинации “Учитель года”».
Основное отличие образовательной программы — упор на обучение уникальным педагогическим методикам. Только кажется, что любой вчерашний студент может после университета прийти в школу и учить литературе или русскому языку. Современные дети — не такие, как их родители, дедушки и бабушки. Они иначе реагируют на мир, воспринимают его через гаджеты, быстро меняющиеся картинки. Но хороший учитель может заинтересовать детей в чтении книг, привить любовь к классической литературе. Как? Этому и обучают будущих учителей.
Коммуникация, интеллектуализация, диалог культур... Всё это сходится в русском языке и литературе.
Карьерные возможности
«Педагогическое направление — очень востребовано, — говорит Елена Торпакова. — Область профессиональной деятельности охватывает сферы русской филологии, педагогики, психологии, методики преподавания русского языка и литературы, позволяя выпускнику эффективно выстраивать групповые и индивидуальные траектории образования, ориентируясь на возможности и потребности обучающихся».
Выпускники БФУ им. И. Канта могут работать в органах управления в сфере образования, в методических объединениях, разрабатывать современные программы для обучения школьников. Педагогов русского языка и литературы ждут в сфере дополнительного образования — они могут готовить школьников к ЕГЭ и ОГЭ, заниматься репетиторством. Также у них есть возможность продолжить обучение в магистратуре, посвятить себя научной деятельности.
В БФУ готовят учителей, которые обладают талантом, позволяющим научить детей любить русский язык и литературу.
Классическое гуманитарное университетское образование позволит выпускникам вуза найти себя в профессии не только в Калининграде, но и в других регионах или даже странах.
«Учитель — это не “вымирающая” профессия. Сегодняшний образцовый педагог — рефлексирующий практик, умеющий моделировать современную образовательную среду. Рефлексия и составляет отличие живой педагогической деятельности от алгоритмизированных производств».
Анна Бударина, директор Института образования БФУ им. И. Канта, доктор педагогических наук.
Педагогика актуальна с точки зрения безусловной профессиональной востребованности. Это гарантия социальной стабильности, возможность творческой и наставнической самореализации.
Сегодня уже недостаточно просто преподавать предмет: учитель должен участвовать в управлении образованием, разрабатывая для каждого ученика — и совместно с ним — индивидуальный образовательный маршрут.
Практическая направленность
Студенты БФУ им. И. Канта проходят практику, реализуют полученные знания и формируют профессиональные навыки в условиях современной школы и летних детских оздоровительных учреждений.
«Большая часть преподавателей — доктора и кандидаты наук, специалисты в различных областях лингвистики, литературоведения и педагогики, имеющие публикации в ведущих отечественных и зарубежных научных изданиях», — рассказывает Елена Торпакова.
Также в реализации программы активно участвуют директора школа области, ведущие учителя-методисты и практики. Лучшие школы, гимназии и лицеи региона являются ресурсными центрами и сетевыми партнёрами Института образования.
Учиться интересно!
В течение пятилетнего обучения студенты изучают различные модули — общекультурный, информационно-технологический, коммуникативный, психолого-педагогический, методический и т.д. Основой профессиональной подготовки, конечно же, является изучение современного русского языка, истории русской и зарубежной литературы.
Научно-исследовательская работа студентов — будущих учителей русского языка и литературы — также предполагает обязательное участие в региональных, всероссийских и международных научно-практических мероприятиях, где они наравне с учёными, аспирантами, ведущими учителями-исследователями выступают с докладами и сообщениями, презентуют проекты по проблемам современной методики преподавания русского языка, вопросам изучения русской литературы.
«Литература — это культурный символ России. Интерес к нашей культуре и языку, к складу характера всегда был высок — произведения крупнейших русских писателей представляют собой выдающиеся образцы использования русского языка в художественных целях».
Сегодня как никогда актуально продолжение этой традиции: русская литература как высшая форма существования российской духовности и языка должна оставаться заметной и влиятельной в мире, привлекать внимание всё новых и новых заинтересованных читателей и почитателей.
Образовательную программу 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) “Русский язык. Литература”» реализует Институт образования БФУ им. И. Канта.
Подробнее об условиях поступления, необходимых ЕГЭ, программе обучения и возможностях заселения в общежитие — по ссылке. Есть подготовительные курсы.
На правах рекламы