08:59

Профессии будущего — нейропедагоги и нейропсихологи: кого готовят по программам нейронаук в БФУ им. И. Канта

  1. Новости
Профессии будущего — нейропедагоги и нейропсихологи: кого готовят по программам нейронаук в БФУ им. И. Канта - Новости Калининграда

Институт образования БФУ уже второй год реализует сразу две передовые программы по нейронаукам — одну на психологическом, другую на педагогическом направлении.

О программах мы говорим с Игорем Васильевичем Реверчуком, врачом, доктором медицинских наук, профессором БФУ им. И. Канта, и Ксенией Андреевной Дегтяренко, менеджером программ, а также заместителем директора Института образования, кандидатом филологических наук, доцентом.

— Игорь Васильевич, вы — действующий врач-психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук. Но говорим мы не о медицине, а о педагогике. Почему?

— Мое второе образование — «Педагогика и психология высшей школы». Мои кандидатская и докторская диссертации — по психиатрии и психологии.

По сути, ядро современного образования составляет психология: она изучает периоды адаптации и периоды кризисов, какие психологические процессы, функции, особенности формируются у ребёнка в тот или иной возрастной период.

— Что такое нейронауки?

— История развития психологии и педагогики прошла четыре этапа. Первый — метафизический. Древнегреческий, древнеримский периоды, раннее Средневековье, когда в рамках богословских концепций это была наука о душе и о её сосуществовании в природе с Богом и с человеком.

На втором этапе естественнонаучная революция Рене Декарта позволила ввести экспериментальные методы исследования мира, собственно человека и его психики, стала наукой о сознании.

Последнее столетие — третий этап развития психологии и педагогики — это наука о поведении.

Сейчас мы находимся на четвертом мировом этапе — нейронаук. Это кристаллизующаяся междисциплинарная площадка, на которой задействованы генетики и физиологи, педагоги и психологи, лингвисты и социологи.

Рядом с нейропсихологией, которая является ядром, уже начинают возникать нейропедагогика, нейролингвистика, нейрокогнитивистика, нейроэкономика, нейрокриминалистика, нейрогенетика и другие.

Профессии будущего — нейропедагоги и нейропсихологи: кого готовят по программам нейронаук в БФУ им. И. Канта - Новости Калининграда

Для справки:

Нейропедагогика — наука о теории и технологиях воспитания, основанная на данных современных нейронаук. Происходит от понятий «нейрон» (нервная клетка), «педагогика» (наука о воспитании), «психика» от греческого слова «психе» (душа).

— Кем сможет работать выпускник магистратуры?

— Одна из программ реализуется в рамках направления 44.04.01 — это группа педагогических направлений. Мы выпускаем не просто педагогов, а специалистов высокого уровня, обладающих на педагогическом базисе широким дополнительным набором компетенций. В рамках направления 37.04.01 «Психология» мы выпускаем нейропсихологов для учреждений здравоохранения, сферы образования и социальной помощи населению, частной практики, а также научных и научно-образовательных центров.

Выпускники программ смогут работать педагогами, психологами, заниматься научными исследованиями как в России, так и за рубежом.

Наши выпускники могут оценить уровень развития ребенка, сопоставить его с нормой, задержкой или опережением, с дизритмией развития. Например, в школу пришёл ребенок, у которого интеллект и счётные способности опережают моторные, одни функции развиты больше, чем другие. Как его учить? Общая программа школьная не справится, а таких детей уже больше 30 процентов! Есть ещё и гиперактивные дети, с синдромом дефицита внимания. Поэтому в компетенции наших выпускников входят экспертная и диагностическая деятельность. Они могут оценить статус ускоренного развития, задержки развития и дизритмичного развития ребенка.

Второе — они могут провести диагностику, например, психических процессов — памяти, внимания, эмоциональности, моторной сферы, и сделать заключение.

Третий — коррекционная компетенция.

Наш выпускник может составить индивидуальную траекторию развития конкретного ребенка — одарённого, дизритмичного или того, кто развивается с задержкой, и помочь ему найти свое место в мире.

Сегодня много пограничных детей — гиперактивных, тревожных. Наши магистры могут профессионально снизить тревожность, фрустрацию таких детей перед какими-то сложными моментами в жизни, перед экзаменом или публичным выступлением.

Профессии будущего — нейропедагоги и нейропсихологи: кого готовят по программам нейронаук в БФУ им. И. Канта - Новости Калининграда

— Почему так часто у детей стали встречаться пограничные состояния?

— Мы обсуждаем эту проблему на международных площадках. Здесь комбинация факторов. Первый, который дали медики, — алиментарный. В последние десятилетия в продуктах часто встречаются возбудители вкуса, которые являются возбудителями нервной системы. Мы просто едим и пьём много возбуждающих веществ.

Второй — информационный стресс, впервые описанный российским профессором П.В. Симоновым. Такие потоки информации никогда не обрушивались ни на взрослую, ни на детскую головы. Мы всё меньше двигаемся и всё больше поглощаем несистематизированную информацию. Это приводит к хаосу внутри системы «мозг-психика».

Третий фактор — социоэкономический. Воспитательный компонент должен закладываться в семье.

Родители, бросившие все силы на зарабатывание денег, не занимаются воспитанием детей. Ребёнок находится в информационном хаосе и вынужден выживать, как может.

— Учиться в магистратуре интересно?

— Очень! Это междисциплинарное направление — магистрантам предстоит изучать медицинскую составляющую, педагогическую, психологическую. Это даёт много знаний и пониманий и самого себя, своих близких, своих детей. Даёт и много компетенций, чтобы быть востребованным.

Ведь кто занял нишу педагогов и клинических психологов? Блогеры в соцсетях, которые прошли какие-то краткие курсы, повесили на себя таблички коучей, тренеров и психологов, и теперь за деньги обучают всему подряд — от похудения до личностного роста. Пока это очень мутная сфера, где свою выгоду пытаются поймать некомпетентные люди.

У родителей огромный спрос на хороших нейропсихологов, нейропедагогов, и мы готовим именно таких специалистов: даём практико-ориентированное наукоёмкое высокотехнологичное образование.

— Насколько уникальны эти программы?

— Похожие программы реализуются в зарубежных вузах, но в основном там идёт акцент не на педагогику, а на медико-биологический аспект. Можно сказать, что для России это уникальные программы, и БФУ им. И. Канта здесь новатор.

Кроме ведущих профессоров вуза, нашим магистрантам преподают известные профессора Томской и Крымской научных школ. Они приезжают в Калининград, проводят лекции и мастер-классы в рамках больших научно-практических конференций.

Программа «Нейронауки (Науки об образовании)» полностью реализуется на английском языке. Высокий уровень знания языка — это естественный выход в мировое профессиональное научное сообщество.

— Ксения Андреевна, кто может поступить на программы магистратуры «Нейронауки (Науки об образовании) и «Нейронауки (Психология)» БФУ им. И. Канта в 2022 году?

— Наш абитуриент — это как уже работающий практик, так и вчерашний бакалавр. Во время обучения в магистратуре они пройдут серьёзную практическую подготовку в школах, на базе клинических учреждений — областной больницы, психоневрологического диспансера и т.п.

Вступительное испытание — конкурс портфолио. Оно представляет собой мотивационное письмо, в котором потенциальный магистрант обосновывает выбор программы. Если оно написано на английском языке, шансы на поступление значительно возрастают.

Дополнительное количество баллов можно получить:

  1. при наличии сертификата, подтверждающего уровень владения английским языком;
  2. при наличии диплома по профилю — педагогическому, психологическому, психолого-педагогическому, либо медицинскому направлениям;
  3. при подтверждённом опыте работы по профилю;
  4. за участие в научных мероприятиях и наличие научных публикаций.

Общежитие для магистрантов предоставляется на конкурсной основе.

Более подробная информация доступна по ссылкам:

  1. «Нейронауки (Науки об образовании)»;
  2. «Нейронауки (Психология)».

На правах рекламы