13:03

«Погибла пациентка, надо выплатить 2 миллиона»: жительница Светлого осталась без квартиры, помогая соседке-медсестре

  1. Новости

77-летняя жительница Светлого и её 60-летняя дочь с зятем взяли для знакомой медсестры несколько кредитов под залог жилья. Та обещала рассчитаться с банком, но не спешит погашать долги. В результате пожилая женщина осталась без квартиры, а дочь с мужем отдают пенсии банку. «Клопс» пообщался с Пелагеей Егоровной и остальными участниками событий (их имена изменены). 

Пелагея Егоровна рассказывает свою историю | Фото: Артём Голобородько / «Клопс»
Пелагея Егоровна рассказывает свою историю. Фото: Артём Голобородько / «Клопс»

«Привела меня в банк»

Несколько лет назад Пелагея Егоровна подружилась с соседкой по блочной четырёхэтажке. Анна Маркова работает медсестрой в местной больнице. Женщина частенько захаживала к пенсионерке в гости. 

«Как-то Аня пришла попросить четвертинку хлеба, я дала. Потом ещё какие-то продукты просила. Стала брать деньги в долг: то 100 рублей, то 200, то 500, то 700… Потом я заняла ей 70 тысяч рублей, а в апреле 2019 года взяла для неё первый кредит — 100 тысяч», — вспоминает Пелагея Егоровна.

Через несколько месяцев Аня призналась, что из долгов ей не вылезти. Пожилой муж-доктор провёл неудачную операцию, пациентка умерла. Родные отсудили у больницы два миллиона рублей. 

«Аня рассказывала, что от них требуют внести всю сумму. Она снова намекнула на кредит и уговорила меня сходить в банк», — говорит Пелагея Егоровна.  

Маркова объясняла, что её квартира в ипотеке у сына, и настаивала: «Я тебя в такой банк отведу, где тебе обязательно дадут!» 26 сентября женщины отправились за кредитом. 

«Мне сказали, что дают только под залог квартиры, Аня сказала: «Бери!» Мол, она свою квартиру продаст и за два месяца рассчитается», — вспоминает Пелагея Егоровна. 

Пенсионерка уверяет, что полученные полмиллиона она отдала соседке. Ежемесячный платёж составлял 5 800 рублей, Аня погасила долг лишь за первые несколько месяцев. И начались обещания, клятвы… Мало того — в октябре Пелагея Егоровна снова отправилась за кредитом и взяла для соседки ещё 400 тысяч. Общая сумма долгов достигла миллиона. 

«Погибла пациентка, надо выплатить 2 миллиона»: жительница Светлого осталась без квартиры, помогая соседке-медсестре - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»

Делала уколы и просила деньги

Летом 2019 года пенсионерка познакомила Маркову со своей дочкой Оксаной — та  живёт в нескольких кварталах. Анна и там пришлась ко двору. 

«Я перенесла две операции, мне надо было делать капельницы и уколы. Маркова стала приходить. То ли она хороший психолог, то ли обладает даром гипноза — умеет влезть в душу, войти в доверие. Рассказывала мне про смерть пациентки мужа, про долги. Мы с мужем взяли для неё кредитов на один миллион, я — под залог нашей однушки. Потом мы узнали что в сентябре она и маму в банк отвела», — говорит Оксана. 

Расписок с Марковой не брали, у матери Оксаны только одна — на 347 тысяч рублей. Банковские документы, по словам Пелагеи Егоровны, находятся у её должницы.  

«В январе 2020 года Анна перестала платить банку. Чтобы не остаться без квартиры, я с пенсии плачу. За долг мужа Маркова пока рассчитывается», — говорит Оксана.  

Взяла кредит и осталась на улице

Осталась без квартиры

В 2020 году квартиру Пелагеи Егоровны выставили на продажу. Нашлась покупательница: «Она требовала съехать, а куда уходить-то? Меня уже выгоняют, окно разбили…»

Новая собственница рассказала «Клопс», что приобрела жильё на торгах. Участники таких аукционов понятия не имеют, какова история квартир и что случилось с бывшими хозяевами.

«Я приехала в Калининградскую область из другого города, уже несколько лет снимаю квартиру. В 2020 году купила эту однушку в Светлом и до сих пор не могу туда переехать. Ценой квартиры — более 1,5 миллиона рублей — был закрыт долг банку, и плюс ещё почти полмиллиона рублей отправились на счёт Пелагее Егоровне. Она про это почему-то умалчивает. Я понимаю, что она в почтенном возрасте, но мне-то что делать?» — говорит Елена Ольшанская.

Елена показывает оплаченные счета за коммуналку — женщина регулярно перечисляет деньги за квартиру, в которой не живёт. Пелагея Егоровна уверяет, что тоже платит, но на вопрос о квитанциях отвечает уклончиво: «Их надо искать». 

«Сначала Пелагея Егоровна обещала выкупить квартиру. Я вошла в положение, ждала. Потом собиралась переезжать к племяннику во Взморье. Ей предлагали переехать в социальное учреждение для пожилых людей. Человеку есть куда пойти, но она не выселяется почти год, а я несу убытки», — рассказала Ольшанская, добавив, что пошла в суд, чтобы взыскать деньги за ЖКУ и квартплату.

Елену и её мужа Пелагея Егоровна называет «бандитами», говорит, что те приходят с «группой поддержки»: «Хулиганили, украли утюг, моющее средство, испортили телевизор». При этом к своей должнице пенсионерка относится куда лояльнее. 

«Погибла пациентка, надо выплатить 2 миллиона»: жительница Светлого осталась без квартиры, помогая соседке-медсестре - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»

Что говорит медсестра

С журналистом «Клопс» Анна Маркова разговорила тихо и неохотно, ссылаясь на плохое самочувствие. Призналась, что брала в долг, но от взятых Пелагеей Егоровной кредитов открестилась: мол, единственное, что должна — 347 тысяч рублей, указанные в расписке. 

«Я должна денег дочке Пелагеи, я не отказываюсь платить, но сейчас никак не могу отдать. Адвокату Пелагии я заплатила 25 тысяч, когда он в суд с банком ходил», — уверяет Маркова. 

По решению суда родным умершей пациентки, которую оперировал муж Марковой, заплатила больница. На вопрос, зачем тогда понадобилось столько денег, Анна невнятно оправдывается: «Серьёзно болела, деньги нужны были на лечение». 

На сайте Светловского городского суда нашлось несколько решений о взыскании долгов с медсестры Анны Марковой. Это были иски от банков и частных лиц. 

Кредиторы пошли в полицию 

В 2021 году Пелагея Егоровна и Оксана написали заявления в полицию и прокуратуру. Женщинам помогает юрист Елена Трифонова. 

«В полиции ответили, что это гражданско-правовые отношения. В возбуждении уголовного дела по статье 159 УК РФ («Мошенничество») отказали. Мы обратились в прокуратуру, пожаловались на действия полиции. После этого, насколько я знаю, вызывали Анну Маркову и допрашивали её. Были сделали запросы в банки о суммах долгов, ждём ответы, так как кредитные документы находятся у Марковой. В марте мы написали ещё одну жалобу в областную прокуратуру, они сообщили, что взяли дело на контроль», — говорит Трифонова. 

Около года пенсионерка живёт в квартире, которая ей уже не принадлежит | Фото: Артём Голобородько / «Клопс»
Около года пенсионерка живёт в квартире, которая ей уже не принадлежит. Фото: Артём Голобородько / «Клопс»

Прежде чем отдать деньги, возьмите расписку

В областной прокуратуре «Клопс» сообщили, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено. Материал направлен на дополнительную проверку в следственный отдел УМВД. 

«Если вы взяли кредит по просьбе постороннего человека, то прежде чем передать деньги, возьмите у него расписку о получении от вас конкретной суммы денег. В ней заёмщик должен указать свои ФИО, адрес, паспортные данные, поставить роспись и дату», — добавили в прокуратуре. 

В ведомстве напомнили, что присвоение чужого имущества обманом квалифицируется как мошенничество. 

Что делать, если заёмщик скрывается и не возвращает долг, читайте в Telegram-канале прокуратуры области.  

Срок проверки продлён

В региональном УМВД пояснили, что следственный отдел ОМВД по Светловскому городскому округу проверяет заявление местных жительниц о возможном мошенничестве. Они сами и соседка опрошены, направлены запросы в различные инстанции. Так как банки ещё не ответили, срок проверки продлён. Решение будет принято в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом РФ.