09:07

Двойной диплом: в Калининграде студенты смогут стать и дизайнерами, и преподавателями

  1. Новости
Двойной диплом: в Калининграде студенты смогут стать и дизайнерами, и преподавателями - Новости Калининграда

Калининград — современный город, в котором хочется творить: в регион приезжает всё больше креативной молодёжи, проводятся разнообразные фестивали и выставки, развиваются рекламные и дизайн-студии. Такой бурный процесс роста не может обойтись без квалифицированных специалистов, которые не только обладают вкусом, но и могут воспитывать его в подрастающем поколении. 

Именно поэтому БФУ им. Канта открывает уникальную образовательную программу бакалавриата «Изобразительное искусство. Дополнительное образование (графический дизайн)». О перспективах дизайна и его преподавания «Клопс» поговорил с заведующим отделением дизайна БФУ им. Канта Борисом Константиновичем Мироновым — профессором, членом Союза художников России, заслуженным деятелем искусств РФ. 

— Борис Константинович, дизайн — неотъемлемая часть культурного развития региона, в том числе и сферы туризма. К нам приезжает большое количество человек, что мы можем им предложить?

— Мы живём в краю, где сосредоточено 90% добычи янтаря, и поэтому совершенно заслуженно он является символом Калининградской области. На мой взгляд, в наших силах создать собственную нишу в Калининграде в сфере дизайна янтарных изделий. У нас есть прекрасные и талантливые мастера, способные творить из этого материала, однако пока для туристов изготавливается массовый продукт. Я за то, чтобы бороться с дурновкусием, и в этом открывается большой потенциал для творцов — создавать интересные продукты и с точки зрения дизайна, и с точки зрения коммерции.

— Как же это сделать?

— Для этого нам нужны культурные люди, у которых есть вкус и понимание, как создавать по-настоящему красивые вещи. В любой сфере важнее всего — профессионализм. Нужно тренировать насмотренность, без неё дизайнер не может творить. Знаете, как говорят: «Научить творчеству — это Божий промысел», но создать предпосылки для его изучения — это уже к нам. 

— Получается, творческий потенциал Калининградской области огромен, однако нам не хватает профессиональных специалистов в области дизайна? 

— Безусловно. Несмотря на перспективы (например, создание музейного кластера), в Калининграде недостаточно профессионалов, желающих и умеющих именно обучать студентов. Наше уже существующее отделение дизайна — это всё-таки утилитарная программа, которая воспитывает специалистов, способных создать конкретный дизайнерский продукт: фирменный стиль, дизайн-проект и многое другое. Однако у них нет навыков преподавания. Поэтому мы решили «закрыть» пустующую нишу. 

Кстати, нехватка образованных специалистов особенно заметной стала с началом пандемии. Профессия дизайнера востребована, и в нишу преподавания идут люди без соответствующих знаний, обещая научить тому, что они сами не умеют. Нужно не упустить эту тонкую грань между профессионалами и, скажем так, любителями.

— Расскажите, как новая программа исправит ситуацию?

— Наше образование — пятилетнее, полноценное — будет с двойным профилем, где студенты смогут творить и при этом получат знания, как научить этому кого-то ещё. Они освоят основы академической станковой живописи, рисунка, графические техники и дизайн, методику преподавания — начиная от детского сада и заканчивая профессиональными училищами. Это полное погружение в профессию, включая разнообразные музейные практики. При этом у них останется возможность заниматься творчеством.

— То есть выпускники будут не только педагогами?

— Да, выпускники могут реализоваться и как профессиональные художники, и как графические дизайнеры. Но, повторюсь, больше всего мы ждём педагогов дополнительного художественного образования. Я думаю, это очень актуально, учитывая ситуацию на рынке труда.

— Кто и как разработал это сочетание двух профилей?

— Новаторство нашей программы в том, что к классическому направлению добавляется ещё и дизайн, и направление дополнительного образования, поэтому к процессу преподавания привлекаем только стопроцентных профессионалов. Мы вдохновлялись опытом наших партнёров — Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена), Смоленского педагогического института, факультета искусств Нижнетагильского университета, пригласили для преподавания специалистов из других регионов. 

До пандемии дизайнерское отделение проводило масштабные мероприятия: приезжали и давали мастер-классы российские «звёзды» сферы, наши соседи — поляки, литовцы. Мы организовывали поездки студентов за границу. Сейчас, благодаря развитию онлайн-конференций, пригласить экспертов даже проще: прочитать лекцию можно из любой точки мира. То, как это окончательно будет выглядеть в 2022 году, мы будем решать в апреле на конференции.

— А как дела обстоят с партнёрами среди потенциальных работодателей? На что могут рассчитывать выпускники программы?

— Мы сотрудничаем с Союзом педагогов-художников Калининградской области — сейчас они ведут работу по расширению ассоциации, создают новый филиал, поэтому им необходимы свежие и профессиональные рабочие кадры. 

— Спасибо за беседу, Борис Константинович! Последний вопрос: на каких условиях можно стать студентом нового направления?

В 2022 году на программе доступно 20 бюджетных мест. Для поступления требуются два ЕГЭ: русский язык и обществознание. Третий обязательный экзамен для абитуриентов организуем мы сами: ребятам необходимо будет выполнить творческое задание по живописи.  Больше информации вы всегда можете узнать на сайте нашего университета в разделах «Правила приёма» и в описании образовательной программы.

Партнёрский материал