12:42

Актуальное искусство против страха, или как живут знаменитые здания Калининграда, когда там никого нет

  1. Новости
Актуальное искусство против страха, или как живут знаменитые здания Калининграда, когда там никого нет - Новости Калининграда

Выставка «Лиминальные пространства» – это обращение к теме пространства и процесса перехода. Слово «лиминальность» мы встречаем, когда читаем об инициациях, это переходный период, время прохождения испытаний, перехода из одного состояния в другое. А в последние годы стало очень популярна тема лиминальных пространств – это пространственные промежутки, через которые человек направляется куда-то или  где   в течение какого-то времени находится в ожидании перемещения, причем места эти воспринимаются как притягательные и внушающие тревогу одновременно.

Но как показать пространство и состояние? Кураторы проекта решили поговорить о страхе и социальных преобразованиях, показав здания под управлением Музея. Это не только башня «Дона», в которой размещается Музей янтаря, но и еще три городские локации, закрытые для посещения: башня Врангеля, здание Кенигсбергской янтарной мануфактуры и блокгауз Росгартенских ворот.

Судьба этих зданий небезразлична жителям города. Уже на следующий день после открытия в сети появились отзывы, например, известная калининградская журналистка Мария Пустовая написала, что Музей «приглашает к диалогу о тревожности и судьбе доверенных Музею объектов на языке визуального искусства».

К участию в проекте Музей привлек фотохудожника Александра Матвеева. В башне «Дона», обычно наполненной туристами, он проводил съемку в период смены экспозиции или поздним вечером, когда внезапно опустевшие помещения с их низкими сводами и узкими переходами начинают вызывать определенное напряжение.

Башня «Врангель» – зеркальный близнец башни «Дона» – мало подвергалась переустройству. Авторы проекта показали самые тёмные её уголки, а Александр совместно с Сергеем Лебедевым превратил одно из помещений в камеру Обскура, закрыв окна-бойницы и сняв спроецированное на стену изображение.

В здании блокгауза когда-то было кафе и тоже кипела жизнь, а сейчас остались только закрытые для всех голые стены. Съемка велась в период активного переустройства, и уже через несколько дней внутренние помещения блокгауза стали выглядеть иначе.

Наконец, Кенигсбергская янтарная мануфактура – здание, которое успело побывать общежитием, пережить несколько пожаров и в итоге оказалось брошенным, но не безжизненным: внутри растут папоротники и вьют гнезда птицы, словно природа уже отвоевала его у цивилизации.

После ремонта все эти здания станут доступны местным жителям и туристам, но сейчас они застыли в переходном состоянии.

Но при чем здесь страх? Страх – это незнание, куда ведет переход, что ждет в конце коридора и как изменится тот, кто его пройдет. Директор Музея янтаря Светлана Загребина в приветственном слове отметила: «Здания башни «Врангель» и Янтарной мануфактуры находятся в оперативном управлении Музея янтаря. Каждое из них имеет интересную историю, и мы хотели еще до введения объектов в эксплуатацию задействовать их, фактически переосмыслить понятие наследия, не просто через ревитализацию объектов, а через документирование их состояний, и в результате показать в необычном ракурсе нашим посетителям».

Кроме фотографий на выставке есть графические и живописные работы художника Мити Забелина и тексты Александра Дубровского – впечатления от посещения зданий.

Кураторы выставки задумали показать пугающий опустевший переход из состояния в состояние, но, как отметила на открытии одна из ее кураторов, ученый секретарь музея Ирина Кривонос, «выставка создана не для того, чтобы напугать, а чтобы объяснить, что это не страшно». Художники играют с физической реальностью: Александр Матвеев ловит хрупкий лиминальный момент в жизни объекта, Митя Забелин, обращаясь к темам социокультурных деформаций, очерчивает контур безлюдной пустоты, мира, в котором остались только линии, а Александр Дубровский словами порождает образы, выходящие далеко за пределы того текста, который мы видим: например, "Сдаются янтарные комнаты" и "Время песок в этом и сок"...

Экспозиция, построенная из пленки гидроизоляции, – это наполовину реконструкция работ Мити Забелина, наполовину – имитация строительной площадки. Сама выставка – это коридор, наполненный образами и выстроенный так, чтобы каждый его посетитель мог вести диалог с самим собой.

Выставка работает с 4 по 27 февраля. Кураторская экскурсия состоится 15 февраля в 16.00 в Музее. Участие - по входному билету на выставку. 

Кстати, в рамках проекта на платформе @izi.travel.ru был подготовлен велоквест по Калининграду «Лиминальный город К», в маршрут которого вошли заброшенные фабрики, дома-призраки, а также ныне пустующие здания, в которых в будущем будут располагаться экспозиции Музея янтаря. Если вы пройдете городской квест до конца февраля – пришлите скриншот и фото с маршрута в соцсетях и получите небольшой подарок от музея.

С 3D-версией выставки можно познакомиться на сайте Музея, скачав и открыв бродилку от первого лица.

На правах рекламы