Когда восток области подключат к газу и ждать ли жителям Калининграда программы реновации — об этом и многом другом министр строительства и ЖКХ области Сергей Черномаз рассказал в интервью «Клопс».
— Один из актуальных вопросов — газификация области. Расскажите о планах на ближайшую перспективу.
— Мы в октябре закончили проектирование газораспределительной станции в районе Черепаново под Балтийском. Очень долгий процесс, тяжёлый объект. Буквально на прошлой неделе объявили аукцион по выбору подрядной организации на выполнение работ по строительству. В 2022 году подойдём к пуску газа на балтийском направлении. Этого события все ждут.
Продолжаем газификацию Озёрска, Черняховска. Первый заканчиваем в 2023 году, второй — газифицируем поэтапно и в ближайшие два-три года планируем завершить. В Нестерове начнём максимально присоединять домовладения к газу. Это даст возможность отказаться от угля.
Беспрецедентно много посёлков было включено в бюджет следующего года на проектирование. Речь про Краснознаменский, Балтийский, Багратионовский, Славский и другие районы. Это очень важное мероприятие позволит в будущем поднять газификацию востока области. Сейчас это 80%.
Кроме Балтийска, все наши муниципальные образования охвачены магистральными сетями. В планах — небольшие посёлки.
— Что с переселением людей из аварийного жилья?
— У нас мероприятия заканчиваются в 2025 году, но мы идём опережающими темпами. В связи с ростом стоимости квадратного метра в регионе правительство Калининградской области выделило более 95 миллионов рублей, чтобы расселение не останавливалось. Кроме того, люди получают жилплощадь большего размера.
— Как благоустраиваются территории?
— Более 1,2 миллиарда рублей заложено на следующий год на эти мероприятия, в том числе и по программе конкретных дел. Из значимых объектов отмечу обустройство парка в Балтийске и территории озёр на въезде в Черняховск.
— Как идёт берегоукрепление в приморских городах?
— Получили поддержку федерального центра на берегоукрепление в рамках госпрограммы. Предварительно на эти цели ежегодно сможем рассчитывать на сумму в районе двух миллиардов рублей.
— А какие это объекты?
— Из наиболее значимых могу назвать набережную в Светлогорске — часть старого променада была разрушена штормом в 2019 году. Разработали проект, в следующем году начинаем работы. Также по проекту запланировано берегоукрепление склона в районе «Руси», реконструкция берегозащитного сооружения в районе санатория «Янтарный берег» в Светлогорске, реконструкция подпорной стенки в районе очистных сооружений в Янтарном, строительство противооползневых сооружений на береговом склоне в районе парка «Сосновый бор» в городе Пионерский.
Объявили торги на проект променада от Светлогорска до Пионерского и реконструкцию действующего в Пионерском. Это даст возможность сделать единую территорию от одного города до другого. Мы понимаем дороговизну реализации, поэтому прорабатываем вопрос разделения на несколько этапов. При наличии финансирования будем поэтапно закладывать деньги и постоянно наращивать променад. В перспективе пяти-шести лет можно дойти до порта в Пионерском. Стоимость станет известна после выхода документации из экспертизы.
Все мы помним, что с конца 2020 года ежемесячно идёт рост цен на материалы, он пока не остановился. Из-за этого у нас по ряду объектов «посыпались» подрядчики, кто-то просто отказывался от выполнения, так как те сметы, которые составлялись ранее, стали неактуальными. Это для нас проблема. Сроки не всегда выдерживаются из-за пересчёта стоимости строительства.
— Вернёмся к светлогорскому променаду, который вы проектируете. Какая у него концепция в будущем?
— У нас есть видение, как «привязать» его к архитектуре нового променада. Хотим, чтобы общая концепция сохранилась, как по ширине, так и по форме. Променад — это не только место для прогулок, но ещё и гидротехническое сооружение с элементами волнолома, то есть он обеспечивает сохранение берега. Внешний вид будет выполнен по аналогии с новым променадом, даже лучше. Продолжение нового променада в направлении Пионерского будет сделано с учётом пожеланий жителей и гостей региона.
— Что нового увидят калининградцы в будущем году?
— По программе комфортной городской среды Калининграду выделяем более 100 миллионов рублей. Объекты определяют сами жители путём голосования. Один из реализованных примеров — сквер на Киевской.
— Предприниматели говорят о проблемах с поставками цемента в регион. Что случилось?
— Был некий дефицит, который возник из-за проблем с логистикой. Провели ряд переговоров, в том числе с белорусскими компаниями, и сейчас дефицита нет. С бетоном проблем тоже не наблюдается. Изначально такая ситуация сложилась потому, что у застройщиков возросли потребности. Предпосылок к тому, что дефицит повлияет на стоимость жилья, я не вижу.
— Одна из самых обсуждаемых тем — реновация. Быть ей в Калининграде или нет?
— Для реновации должна быть экономическая основа. Снести пятиэтажку, чтобы построить дом в пять этажей — в этом никакой бизнес-модели нет. В центре города не планируют увеличивать этажность зданий — в том числе и потому, что это приведёт к нагрузке на существующую коммунальную инфраструктуру.
Обсуждать замену пятиэтажек в центре Калининграда на двенадцатиэтажные дома — это нелогично. Будем ли мы убирать пятиэтажки на Ленинском проспекте? Мне кажется, наверное, нет. Люди выступают за реновацию, однако хотят жить в этом же месте, в этом же районе, но не в «человейниках». У меня нет волшебной палочки, чтобы это исполнить. Поэтому мы реновацию не обсуждаем и не говорим, что программа будет запущена в ближайшее время.
Мы порядка 600 домов в регионе ремонтируем, и это приводит к тому, что качество жизни и качество дома, инфраструктуры не стимулирует к смене локации. Наоборот, человек хочет сохранить прежнее место жительства. При реновации невозможно убрать три пятиэтажки и поставить на их месте три двадцатиэтажки. Это означает, что часть людей придётся расселять, а переезжать никто не хочет.
Другая история с программой комплексного развития территорий — в неё входят заброшенные промышленные базы, невовлечённые территории или территории с ненадлежащим обслуживанием. Вот там и стоит предусматривать квартальное строительство: социальную инфраструктуру, благоустроенную территорию. Это наиболее оптимальный и правильный путь. Он имеет под собой экономические расчёты и право на жизнь.