В Казани с 22 ноября в общественный транспорт пускают по QR-кодам. Для части жителей столицы Татарстана утро понедельника началось со скандала. «Клопс» разбирался, как первый российский город решился на такие жёсткие меры.
Что случилось?
В метро, автобусах, троллейбусах и трамваях все жители старше 18 лет должны предъявлять сертификат о вакцинации, справку о медицинском отводе или перенесённом за последние полгода коронавирусе. Проверяют наличие QR-кода уже после того, как пассажир заходит в салон, чтобы не задерживать транспорт. Для сканирования кодов закупили 2,5 тыс. смартфонов, на которые установили специальное приложение. Кондукторы и контролёры прошли инструктаж.
Кто проверяет?
Как сообщает «РБК Татарстан», в автобусах QR-коды проверяли кондукторы и иногда полицейские. Если техника сбоила, пассажира пускали, сфотографировав его код.
Проверка QR-кодов в автобусах, метро. Женщине отказывают в перевозке. Молодую девушку оштрафовали за отсутствие маски
Как к новшеству отнеслись местные жители?
Людей без кодов высаживают, а особо рьяных отправляют в отдел полиции. Как сообщает телеканал «Татарстан-24», утром пассажир брызнул перцовым баллончиком в глаза кондуктору, другой проверяющей сломали нос. По словам пострадавшей, её обидчик пытался проехать по чужому проездному. Разъярённый мужчина ударил кондуктора лбом в лицо и скрылся. Травмированной сотруднице наложили несколько швов.
Два трамвая стояли 30 минут из-за того, что пассажиры-«нелегалы» отказались покидать салон. Поездка без QR-кода может обернуться штрафом и для перевозчика, и для пассажира. Суммы — от 50 тысяч до полумиллиона.
«Многие ведут себя некрасиво: с агрессией нападают на кондукторов, дерутся. Очень мерзко. Мне стыдно: считаем себя лучше всех регионов, а на деле ведём себя как быдло», — рассказала «Клопс» местная жительница Ирина. По её словам, попасть в метро легче: при входе достаточно предъявить код — и можно пройти без задержки.
С утра резко повысились цены на услуги такси: из спальных районов до центра люди платили 300 рублей — в обычные дни такие поездки обходились в 160-200. В сервисах каршеринга не осталось свободных машин.
В соцсетях набирают популярность группы для попутчиков. Водители готовы помочь добраться пассажирам, у которых нет сертификата о вакцинации.
«Люди, как и везде в России, живут по принципу: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Работали круглосуточные пункты вакцинации, но немногие торопились. Многие недовольны действиями главы республики, открыто выражают своё отношение к нему. Не советуем повторять наших ошибок: инфраструктура не готова», — такое мнение высказала в разговоре с корреспондентом «Клопс» жительница Казани Татьяна.
А что говорят власти?
Простоев в работе общественного транспорта не наблюдалось, отметили в мэрии Казани. В первой половине дня в поездке отказали 1 516 людям — это 0,23% от общего числа пассажиров.
Как пишет издание RTVI, власти Татарстана пока не намерены пересматривать свое распоряжение. QR-коды останутся несмотря на критику.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что такая мера была введена «только для сохранения здоровья жителей», и добавил, что в этом случае не могло обойтись без проблем.
А что в Калининграде?
В Калининграде пока не планируют введение QR-кодов в общественном транспорте, сообщила «Клопс» глава администрации Елена Дятлова.
По мнению сити-менеджера, реализовать такую систему можно: пассажиров придётся пускать через переднюю дверь. Но при такой схеме сложно соблюдать график.
В регионе пытались ограничить поездки, но потом от этой идеи отказались.
Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект о «коронавирусных» QR-кодах в общественном транспорте. «Клопс» разбирался, когда их будут спрашивать перевозчики и что делать тем, кто не планирует прививаться.