После введения локдауна прошло меньше недели, однако калининградский бизнес успел ощутить серьёзные убытки. В некоторых сферах падение выручки достигло 100%. Предприниматели рассказали «РБК—Калининград» о потерях, которые им принесли нерабочие дни, о последствиях и поддержке со стороны государства.
Из-за режима нерабочих дней сильно пострадали тренажёрные залы и фитнес-клубы. По словам владельцев, бизнес работает в убыток.
«В прошлый локдаун дело шло к лету, погода была тёплая. Как минимум, не надо было топить здание. Теперь всё сложнее: начался ноябрь, необходимо поддерживать минимальные температуры здания, температуру бассейна — это дорогостоящая статья расходов. Мы должны платить коммуналку, у нас есть кредитные обязательства, которые никто не отсрочил, а доходы равны нулю. Плюс, вопросы по субсидиям. Пока анонсированы субсидии по работникам в виде 1 МРОТа за один месяц. В прошлом году выделяли МРОТ на работника в течение года», — объясняет член совета директоров калининградской сети фитнес-клубов «Альбатрос» Роман Загартдинов.
Сфера дополнительного образования также ощутила падение доходов. По словам руководителя центра детского обучения «Дети 365» Елены Николенко, осенью компания стала зарабатывать на 35% меньше. В середине сентября центру разрешили проводить исключительно индивидуальные занятия, а 28 октября его закрыли полностью.
«Дистанционно у нас обучаются четыре человека из сорока. Все отказываются работать дистанционно. Во-первых, дошколятам тяжело: это не та программа, чтобы работать с дошколятами онлайн. Во-вторых, школьники “наелись” этого онлайна за последние год-полтора, и родители устали от онлайна», — объясняет предпринимательница.
В прошлом году прекратил работать крупный филиал. Если ограничения продлят, то центр придётся закрыть, так как нечем платить за аренду и работать в минус невозможно. По словам Николенко, государство обещает помощь в размере одного МРОТ на сотрудника, но это не перекроет расходы на выплату аренды.
О проблемах также рассказала владелица «Музея занимательных наук Эйнштейна» Наталья Азаренко. Как правило, конец октября и ноябрьские праздники были временем активных заработков. Однако из-за локальных запретов на организованные мероприятия дела идут плохо.
«Мы переформатировались, запустили новые формы работы: сделали акцент на иммерсивный театр, квест-программу, сделали акцент на семьи, так как есть ограничения по заполняемости зала. Сейчас люди на переносы не соглашаются. Но онлайн-работу никто не отменял — мы сделали квесты для домашних игр с детьми и отправили клиентам, которые должны были прийти к нам», — рассказала бизнесмен.
Азаренко оформили выплату в один МРОТ на сотрудника. Однако приостановка деятельности критична для дела. В прошлом году владельцам пришлось брать кредит на смену офиса. Получить льготные займы от государства не получилось.
«Если ограничения продлят на неделю или две — это будет плохо, но выжить можно. Но если продлят как в первый раз, в 2020 году — то это всё, конец», — рассказала она.
На сегодняшний день в Калининградской области посетителей принимает лишь Музей Мирового океана. Попасть в федеральное учреждение во время нерабочих дней можно по QR-кодам.
Локдаун затронул сферу общественного питания. Работающие на доставку компании в целом чувствуют себя лучше, чем остальные. По словам учредителя гастробара «Соль» и ресторана Seasons Пава Борисенко, в этом году ситуация проще, чем в прошлом. Уже сформировался пул заказов и гостей.
«Если будут предложения по поддержке от государства, будем обращаться. Заявку на один МРОТ на сотрудника подали, но этого недостаточно. Это совершенно другие цифры, но почему бы не воспользоваться тем, что есть. Ресторан должен функционировать — это такой бизнес, который на доставке выживает крайне сложно. Но будем адаптироваться, сдаваться никто не намерен», — резюмировал он.
В Калининградской области не стали продлевать нерабочие дни.