В небольшом посёлке Ильичёво Полесского района находится частный музей «Старая немецкая школа Вальдвинкель». «Клопс» поговорил с его создательницей Инессой Наталич о том, какие истории хранит это место.
Что это за здание?
Дом построили в 1890 году. «У немцев был закон об обязательном школьном восьмилетнем образовании и профессиональном обучении. Для этого в каждой деревне была своя школа», — объясняет Инесса Наталич.
Немецкие дети в последний раз сидели здесь за партами 19 января 1945 года. В тот день шёл бой за соседнюю деревню. 22 января советские войска вошли в Вальдвинкель. Школа работала и после войны, до 1977-го — как учебное заведение для переселенцев.
Как появился музей?
В 1990 году семья Наталич выкупила здание, до этого оно пустовало 13 лет. Не было полов, дверей и крыши. «Мы его выкупили в память о маме, потому что она здесь преподавала немецкий язык, завучем была в 1972–1973 годах. Сначала мы и не думали ни о каком музее. Просто стали всё ремонтировать», — говорит Инесса Савельевна.
Инесса Савельевна, десятилетия проработавшая врачом, всегда интересовалась историей: любовь привила ещё школьная учительница. «Она как комета в моей жизни пронеслась. Каждый урок был праздником — так увлечённо рассказывала», — вспоминает хозяйка музея, которому в следующем году исполнится десять лет. За эти годы тут побывали жители почти всех регионов России и гости из-за рубежа.
Что можно увидеть в музее?
В 2021 году Калининградская область отмечает 75-летие образования. Первый зал музея посвящён истории заселения Полесского района с августа 1946 года. Инесса Наталич издала книжку на основе воспоминаний первых переселенцев, опросив 60 человек: «Я брала эшелонные списки, акты прибытия, потом опрашивала население».
В зале есть предметы быта того времени и советские учебники: «Первой учительницей в 1946 году в этой школе была Полина Семёновна Троельникова. Она умерла девять лет назад. Я успела с ней пообщаться. Она приехала на одном из первых эшелонов в наш Полесский район». 2 сентября 1946 года в школе собралось 88 детей. Учительница добиралась через лес, а сами ученики были родом из глухих деревень Мордовии и плохо знали русский язык.
Второй зал — это настоящий школьный класс: парты, доска, грифельные дощечки. Помещение восстанавливали по старой фотографии и рассказам бывших учеников — здесь даже портреты висят на тех же местах, что и 80 лет назад. По углам — школьные ранцы, карта на стене — самый первый экспонат музея. Её нашли, едва начав ремонт дома.
«Это карта Полесского района, она составлена до 1938 года, по ней учились немецкие дети», — рассказывает хозяйка.
Среди экспонатов — учебники, книги, тетрадки и дневники бывших учеников. А вот и Schultüte — главный атрибут немецкого первоклассника: «У нас первоклашки 1 сентября приходят с цветами, а у немцев это не принято, дети приходят с кульками».
Внутри бумажных конусов родители прячут подарки: сладости, одежду или школьные принадлежности. После первого дня занятий ученики уносят их домой и рассматривают сюрпризы.
«Вернер Косман пошёл в эту школу в 1942 году. Когда в январе 1945 года его семья переехала в Германию, мальчик прихватил свой кулёк и прислал его мне через 66 лет».
В посылке был и атлас с фотографиями из разных стран, сделанными с дирижабля. Страница о России иллюстрирована снимками Кремля, тайги, реки Лены и главной улицы сибирского города.
«Немцы обожают карты и большие специалисты в этом деле. Когда к нам приезжают учителя географии, их не оторвать от нашего атласа», — улыбается Инесса Савельевна.
Для немецких учителей выпускались специальные методички, которые поясняли, как применять телесные наказания. Для этих целей использовались палки и розги.
«Надо было так наказывать, чтобы дети не обиделись. Вначале с ребёнком проводили беседу, чтобы он понял: наказан не он сам, а его поступок. Если, например, школьник пришёл в грязной обуви, надо его сначала похвалить: ты всегда прилежный приходил и аккуратный, но сегодня ботинки забыл почистить, за это три удара», — объясняет хозяйка музея. Девочек наказывали розгами по рукам, мальчиков — палкой по попе.
В школу дети приходили в деревянных ботинках, клумпах, снимали их на пороге и сидели в носках. Первоклашки и второклашки писали на грифельных досках: «Те самые грифели мы нашли и сохранили, когда делали ремонт».
Чтобы ответить на уроке, дети поднимали вверх указательный палец: «У немцев лучшая отметка — единица, поэтому тянули один палец». Родителей не привлекали к образованию детей, учителя не ставили оценки в дневниках. Раз в полгода педагоги заполняли аттестаты и родителей вызывали в школу, чтобы они расписались и посмотрели, как учатся их дети.
Посетителям этого зала Инесса Савельевна предлагает решить задачку о королеве Луизе: «Дети сразу садятся за парты, я стараюсь рассказывать, чтобы было интересно. Ни разу не видела, чтобы мобильники включали».
На территории у музея сохранилось ещё два сооружения, которым по 130 лет. Колодец выложен валунами, а в погребе учителя держали овощи и фрукты. В саду растут липы и ели, посаженные хозяйкой музея. А ещё можно встретить кошку Хильду, которую Инессе когда-то подарила немка-переводчица, и собаку Фильку.
Как попасть?
Адрес: Полесский район, посёлок Ильичёво, улица Лесная, дом 24.
Попасть в музей можно только по предварительному звонку по номеру +7 (921) 262-92-28. Экскурсия длится около двух часов. Билет стоит 300 рублей.
Подробную информацию об этом и других туристических местах и маршрутах вам предоставят в Туристском информационном центре Калининградской области по адресу: Калининград, пл. Победы, 1. Там же вы найдёте карты, путеводители, афиши мероприятий, сможете заказать экскурсию, получить паспорт туриста и карту гостя. Список интересных мест также можно найти в Instagram регионального министерства по культуре и туризму.
Партнёрский материал