В Калининграде эксгумировали и перезахоронили 20 974 останков, обнаружённых в районе зелёного массива на Дмитрия Донского. Проведена глобальная рекультивация немецкого кладбища. Её инициаторами стали депутаты горсовета Валерий Макаров и Евгений Верхолаз. «Клопс» узнал, как шла эта работа.
Проблема назрела давно
Живущий неподалёку Александр приехал в Калининградскую область в 1973 году и поселился в районе Донского. Тогда в леске по соседству уже орудовали чёрные копатели. Другой местный житель, Эдуард, вспоминает, что активно раскапывать могилы начали с 1995 года. Местная детвора ходила на кладбище «за острыми ощущениями».
Даже особо никого за это не гоняли. Вся школа развлекалась тем, что таскала черепа и пугала ими. Они валялись под ногами.
Председатель совета региональной общественной организации поисковиков «Совесть» Руслан Хисамов подтвердил: в поисках наживы на Дмитрия Донского копатели ходили как на работу.
Практически все могилы были разрыты, заброшены мусором, зачастую на поверхности лежали побелевшие и местами поросшие мхом останки людей.
Поэтому правильно было принято решение не просто благоустроить территорию, но и провести перезахоронение», — говорит поисковик.
Участок, большая часть которого была завалена буреломом, фигурировал в криминальных сводках. Несколько лет назад там произошло громкое преступление: изнасилована и убита молодая женщина.
Специалисты «Центра инженерных изысканий «Импульс-М» извлекли из земли 239 взрывоопасных предметов, среди которых 25 — первой категории опасности и 214 — второй.
С чего всё началось?
В 2014 году тогдашний глава Калининграда Александр Ярошук обратился с просьбой к депутатам городского совета Валерию Макарову и Евгению Верхолазу привести в порядок зелёный массив на Донского. Договор аренды сроком на 49 лет был оформлен на ЗАО «Колор Пласт» — дочернюю фирму холдинга «КалининградСтройИнвест», которой руководил Макаров.
Документ включал несколько пунктов, в том числе рекультивацию могил. Впервые за всю историю послевоенного Калининграда был создан юридический прецедент: арендатор обязался перенести и перезахоронить останки, найденные на старом кладбище. Валерий Макаров вспоминает:
Мне стыдно, что долгое время общество так относилось к могилам, неважно чьи они.
Второй, не менее важный вопрос — политический. Очень не хотелось какой-либо шумихи, провокаций во избежание споров, разногласий и искусственных препон в проведении работ по благоустройству территории и переносу могил. Я лично ходил на приём к консулу Германии в Калининграде. И надо отдать ему должное, он с пониманием отнёсся к вопросу».
Депутат добавляет: да, есть убеждение, что нельзя трогать могилы. «Но они уже стояли 60 с лишним лет разорённые чёрными копателями, вокруг некоторых валялись разбросанные человеческие кости. И это в центре города».
Я считаю, что мы всё сделали правильно — в том числе, что не стали предавать громкой огласке работу.
Это крайне тонкие моменты. Всё делалось в рамках правового поля, мы получали все необходимые разрешения и согласования. В процессе участвовали все те, кого это напрямую касалось».
Как проходили работы?
За несколько месяцев нашли и собрали для перезахоронения останки жителей Кёнигсберга и солдат вермахта. Удалось обнаружить место погребения девяти советских, а также французского и итальянского военнопленных, нашего танкиста. Найдено свидетельство преступлений нацистов — тела шести расстрелянных женщин. Эксперты изучали смертные медальоны, награды, фрагменты одежды, униформы, обуви и другие личные вещи.
Одним из исполнителей стала организация поисковиков Калининградской области «Совесть». Руслан Хисамов занимается этой деятельностью более 20 лет. Объект на Донского, по его словам, стал самым большим за всю практику. На работы ушло около двух лет.
Все найденные останки в зависимости от их принадлежности захоронили в разных местах: на кладбище по ул. А. Невского, в Сазоновке, на Кургане Славы в Медведевке.
Больше не кладбище
«Мы вернули городу общественную зону. Теперь лес не имеет статуса кладбища. Думаю, будет правильно, если его дальнейшую судьбу решат сами калининградцы.
Это место может стать прекрасным прогулочным парком, а возможно, и активной зоной для спорта», — считает Валерий Макаров.
«Почему так долго на этой территории ничего не делалось до нас? — добавляет Евгений Верхолаз. — Не было практики. И к тому же вопрос очень затратный. Простой был и несколько лет после рекультивации. Администрация города долго не могла принять решение, что делать с территорией дальше, в первую очередь, думаю, из-за отсутствия финансовых ресурсов. Точку в вопросе поставил губернатор Антон Андреевич Алиханов около месяца назад».
Что дальше?
Исторически немецкое гражданское кладбище относилось к «Зелёному поясу Шнайдера». С прошлого года участок на Горной — Донского относится к зелёным зонам общего пользования, где запрещена застройка. На днях здесь состоялся массовый городской субботник.