Калининградская область всегда была привлекательным местом для развития малого бизнеса, особенно — связанного с туристическим направлением, но в 2020 году случился настоящий бум. К примеру, как сообщают в Калининградском отделении Сбербанка, выросли показатели онлайн-расчётов по самым популярным направлениям: фастфуда — рост в 8 раз и фуд-ритейла (доставки продуктов из супермаркетов), где обороты с 0 в 2019 выросли до 4,4 млн рублей в 2020 году:
В прошлом году мы наблюдали существенный рост не только в традиционном, но и интернет-эквайринге, — подтвердил управляющий Калининградским отделением ПАО Сбербанк Андрей Свердлов. — Оборот по торговому эквайрингу в Калининградском отделении Сбербанка вырос на 37%, по интернет-эквайрингу вырос более чем в два раза до 271 млн рублей.
Самыми динамичными по темпу роста оборотов через торговый эквайринг Сбербанка в Калининградской области в минувшем году стали супермаркеты, АЗС и предприятия в сфере туризма и авиа. Всё это говорит о большом спросе на различные сезонные услуги, связанные с притоком гостей из других регионов России. И предпринимателям, уже имеющим сезонный бизнес или желающим заняться им, самое время заняться подготовкой к новому сезону. Конечно, многие отказываются от идеи заработка в сезон, опасаясь трудностей, которые не окупит выручка. К счастью, существуют специальные сервисы, которые помогут начинающему предпринимателю правильно организовать работу и избежать лишних затрат. О них и поговорим.
1. Планирование рабочего процесса
Начиная своё дело, предприниматель попадает в круговорот дел: заранее нужно выбрать место, заключить договор аренды, просчитать возможное количество потребителей услуг или товаров и подготовить документацию, чтобы потом не бегать и не тратить впустую время. Как справиться и ничего не забыть? Помогут различные системы для управления проектами. Например, бесплатный сервис Trello поможет составить наглядный список дел в виде канбан-карточек и правильно распределить время. Ещё один подходящий сервис — «Оценка бизнес-идеи» от Сбербанка. Там можно бесплатно рассчитать размер необходимых для старта инвестиций, получить информацию о ежемесячных доходах и расходах, окупаемости бизнеса и других показателях эффективности. Если бизнес-идея окажется успешной, то зарегистрироваться в качестве ИП/ООО и открыть расчётный счёт в Сбербанке можно тоже бесплатно и без госпошлины. Делается это как дистанционно, так и в офисе банка по обслуживанию юридических лиц.
2. Подготовка сотрудников
Если с будущим делом справиться самостоятельно будет сложно, стоит найти помощников. Персонал потребуется всего на несколько месяцев, поэтому лучше нанять временных работников, а не трудоустраивать людей в штат. Да и для ИП на «упрощёнке» будет меньше хлопот. В выполнении разовых задач поможет сервис YouDo: он позволит быстро найти курьеров, грузчиков, продавцов, промоутеров за почасовую оплату. Работает он как биржа труда: нужно описать, какое задание требуется выполнить, и назначить цену, а затем просто подождать отклика на вакансию. Многие ищут подработку на лето, поэтому в желающих не будет недостатка.
3. Организация платежей
Малый бизнес, в том числе и сезонный, работает с разными клиентами: частными лицами, ИП, юрлицами. Требования по приёму платежей от них различаются: чтобы принимать наличные, понадобится касса, а для оплаты картой необходимо поставить специальный терминал или организовывать оплату по QR-коду.
Проще всего с платежами от юрлиц и предпринимателей: нужен только расчётный счёт в банке, т. к. взаиморасчёты между ИП и юрлицами на сумму более 100 000 рублей за договор без него запрещены. Многие банки открывают счёт бесплатно, но, чтобы расширить возможности по счёту и избежать ограничений, стоит подобрать тариф с учётом масштаба бизнеса и изучить предложения на рынке. В Сбербанке, например, ИП могут открыть расчётный счёт даже дистанционно. А в бесплатный пакет входит не только открытие счёта, но и бизнес-карта, консультация юриста и помощь в подборе персонала, что особенно пригодится в преддверии сезона. При наличии расчётного счёта достаточно просто сообщить свои реквизиты контрагенту или выставить счёт на оплату, чтобы пришли деньги за заказ.
Для оплаты наличными необходима онлайн-касса, куда вносится информация о покупке. Клиенту выдаётся чек, и данные отправляются в налоговую. Последняя отсрочка работы без кассы действует для тех, кто единолично оказывает услуги, производит работы и продаёт собственную продукцию, но после 1 июля поставить кассу будут обязаны и они. Для сезонного бизнеса можно не покупать онлайн-кассу, а взять её у банка в аренду. Выбирать её следует исходя из специфики бизнеса: касса должна соответствовать его объёмам, отвечать требованиям закона и содержать нужные функции. Например, если организация уже пользуется какой-либо управляющей системой, то интеграция с онлайн-кассой и терминалом безналичного расчёта ускорит автоматизацию процессов.
Как говорилось ранее, доля безналичных платежей стабильно растёт: Калининградская область среди всех регионов России занимает 11-е место с долей безналичных платежей 64,6%, что на 6,8% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Чтобы бизнес мог принимать оплату картами, нужно подключить эквайринг и установить специальный терминал в точке продаж или выдать его курьеру на доставку. Ещё один вариант расчётов — онлайн-платежи в интернете. Чтобы принимать оплату с карт онлайн, нужно подключить интернет-эквайринг, который после обработки платежа отправит деньги за вычетом комиссии на расчётный счёт предпринимателя.
Нужно помнить, что в разных ситуациях подходят разные схемы расчётов с клиентами. Чаще всего требуется подключить сразу несколько сервисов для оплаты — например, эквайринг не может использоваться без расчётного счёта. Гораздо проще наладить оплату клиентов, если установить одно устройство, которое объединит в себе сразу несколько сервисов: онлайн-кассу, принтер чеков, терминал для приёма оплаты по банковским картам и сканер штрихкодов и QR-кодов. Так, в прошлом году Сбербанк интегрировал свой платёжный сервис в онлайн-кассу «Эвотор», и благодаря этому процесс оплаты стал лёгким и быстрым. При оформлении покупки кассиру нужно просто выбрать способ оплаты: наличные, банковская карта или QR-код. Если выбран пункт «Оплата по QR-коду», будет сгенерирован QR-код, включающий в себя сумму покупки. Покупателю необходимо считать его камерой смартфона, а затем оплатить покупку в мобильном приложении Сбербанка («Сбербанк Онлайн») или «Тинькофф Банка».
ПАО Сбербанк, АО Тинькофф банк. «Сбербанк Онлайн», «Тинькофф Банкк» 6+.
Новости компаний