Возрождение в 1918 г. польского государства было связано с созданием административного аппарата, в том числе дипломатических и консульских служб. Символической датой рождения современной польской дипломатии принято считать 16 ноября — день, когда начальник государства Юзеф Пилсудский отправил за рубеж первую телеграмму, информируя власти других государств о создании независимой Польши. Именно 16 ноября в стране отмечается День дипломатической службы.
Одним из городов, в котором появилось крупное по меркам того времени консульское учреждение, был Кёнигсберг. Это неудивительно, если учесть, что связи между Пруссией и польским государством уже имели на тот момент многовековую историю. В 1525 г. Альбрехт Гогенцоллерн превратил государство Тевтонского ордена в светское герцогство и присягнул на верность польскому королю Сигизмунду Старому.
Наряду с Краковом и Вроцлавом Кёнигсберг был одним из главных центров польского книгопечатания. Именно на Преголе издавал свои произведения Миколай Рей — один из основоположников современного польского языка. Важную роль в развитии польской культуры играл здешний университет "Альбертина". В 1550-1551 гг. здесь учился другой выдающийся польский поэт — Ян Кохановский.
Кёнигсберг был важным торговым центром, особенно для Великого княжества Литовского. По коммерческим и культурным причинам в Кёнигсберге, так же как в Гданьске, Херсоне и Венеции, постоянно находился представитель польского короля.
Во времена разделов Польши в XVIII в. земли герцогства Пруссия стали единой административной территорией с Вармией и Мазурией — территориями Королевской Пруссии, отнятыми у Польши в результате разделов. По условиям Версальского договора, завершившего I мировую войну, Поморье было передано возрожденной Польше, в результате чего кёнигсбергская провинция оказалась отделенной от остальной территории Германии.
Несмотря на напряженность в отношениях между Варшавой и Берлином, торговые связи региона с Польшей оставались прочными, а в Вармии и Мазурии проживали поляки. В связи с этим польские власти решили создать в Кёнигсберге консульское представительство.
В начале марта 1920 г. в столицу Восточной Пруссии прибыл консул Константы Тхужницки, который приступил к организации работы учреждения. Месяцем позже к нему присоединился эксперт по Восточной Пруссии Станислав Сроковски — первый руководитель консульства. Так началась история польского консульского присутствия на Преголе. Стоит отметить, что представительства Польши были созданы не только в Кёнигсберге, но и в Элке, Квидзыне и Ольштыне.
Консульство в Кёнигсберге размещалось сначала в арендованном здании на Neue Dammgasse 20 (сегодня это ул. Новый вал). В 1929 г. оно переместилось на Mittel-Tragheim 24 (ул. Пролетарская), где находилось вплоть до начала II мировой войны. В первые месяцы работы консул Сроковски представил план активизации товарообмена между Польшей и Восточной Пруссией. Но реализовать его не удалось ввиду экономического кризиса в государствах, истощенных I мировой войной, а также в связи с неблагоприятной таможенной политикой Германии, стремящейся ослабить молодое польское государство.
Кёнигсбергские консулы помогали не только польским гражданам в Восточной Пруссии, но и в Литве, поскольку Варшава и Каунас не имели тогда дипломатических сношений. Поэтому именно в Кёнигсберге 7 ноября 1928 г. состоялась одна из встреч министра иностранных дел РП Августа Залеского с литовской делегацией по вопросу их установления. Стараниями консула Романа Станевича в программу визита была включена торжественная встреча с городскими и региональными властями. Станевич надеялся, что в результате визита возрастёт товарообмен, и на Преголе откроются представительства польских фирм.
Такие же надежды возлагались на польско-германское торговое соглашение 1930 г. В период работы консула Казимежа Папе шла подготовка к торговой миссии на ярмарку в Кёнигсберге. Отсутствие ратификации соглашения отодвинуло приезд миссии на 4 года. При консуле Константы Еленьском удалось открыть польский павильон, в котором сам консул принимал гостей выставки. Появление здесь польских производителей было, однако, лишь эпизодом, так как вскоре выяснилось, что подходы Польши и Германии к ведению товарообмена в регионе принципиально различаются.
Важной частью работы консульства была помощь местным полякам в сохранении родного языка и культуры. В первое время консулы в Кёнигсберге должны были поддерживать миссии в Ольштыне и Квидзыне при проведении плебисцита о государственной принадлежности части Вармии, Мазурии и Повислья, где польское меньшинство было самым многочисленным. Результаты плебисцита в июле 1920 г. привели к реорганизации сети польских консульских миссий. Генеральное консульство в Кёнигсберге играло роль координатора, ему подчинялись консульства в Ольштыне, Квидзыне и Элке, вошедшие в кёнигсбергский округ.
Возможности действий консулов были ограниченны. Германские власти препятствовали использованию польского языка в общественных местах. Выпуск польской прессы был затруднен. Самым крупным тиражом (около 2000 экз.) выходил Głos Ewangelijny, издаваемый пастором Рейнхольдом Барчем, который возглавлял движение протестантов, сопротивлявшихся германизации. За эту деятельность священник был убит в Берлине в 1942 г. Консульство сотрудничало также с "Ольштынской газетой", редактор которой Северин Пененжны был замучен в 1940 г. в концлагере Хохенбрух (пос. Громово Славского р-на).
Первого сентября 1939 г., в день нападения гитлеровской Германии на Польшу, немецкие власти ликвидировали все польские консульства в Восточной Пруссии. После обыска в здании консульства в Кёнигсберге были арестованы генеральный консул Ежи Вархаловски и атташе Витольд Винярски, что было серьезным нарушением международного права и дипломатического иммунитета. Здание консульства, которое оставалось под опекой консула Швеции, было изъято Рейхом 24 ноября 1939 г.
Не все консулы выжили после ареста. Богдан Яловецки, сотрудник консульства в Ольштыне, стал узником лагерей в Хохенбрухе и Дзялдове, где умер в феврале 1941 г. Там же в августе 1941 г. был убит Витольд Винярски. Консул Вархаловски уцелел благодаря хлопотам жены и знакомству с маршалом Италии Пьетро Бадольо.
Возобновления польских дипломатических контактов в этом регионе пришлось ждать 52 года: в 1992 г. в Калининград приехал Марек Краевски, получивший задание организовать консульское учреждение, что стало началом нового этапа польского консульского присутствия в городе на Преголе.
На правах рекламы