13:04

В Железнодорожном планируется второй этап капитального ремонта

  1. Новости
В Железнодорожном планируется второй этап капитального ремонта - Новости Калининграда

Населённый пункт за свою историю несколько раз приходил в упадок, но затем, несмотря ни на что, возрождался.

Архитектурная среда посёлка давно требовала восстановления. После войны новые жители перестраивали дома на свой лад, а в 90-е часть построек в центре предприимчивые коммерсанты скупили за бесценок и разобрали на кирпич.

В рамках масштабного и беспрецедентного для страны проекта ревитализации были произведены работы по капитальному ремонту фасадов и крыш 33 домов. На восстановление исторического облика ушло 166 млн руб. 

Посёлок был газифицирован, пуск газа запланирован уже через две недели.

Подход к проектированию был основательным: проводились исследования архивных фотографий и трудов архитекторов, которые занимались подобными работами в прошлом.

"Искали мастеров, ездили по кузницам и в итоге сделали подвесной фонарь для одного из домов — один в один таким, каким он и должен быть, судя по архивным фото, — поделился директор регионального Фонда капитального ремонта  Олег Туркин. — "И такой подход касается каждой "штучки": здесь оставили фрагмент арки, на другом доме очистили закладной камень, который там  с 1917 года,  на стене здания сформировали фахверковый каркас — вертикальную проекцию контура здания, что стоял по соседству. Делаем это для того, чтобы воссоздать визуальное восприятие улицы. Установили 3  флюгера: герб Железнодорожного и дату его основания — 1398 г., герб области и год капитального ремонта".

Таких "штучек", которые могут заинтересовать туриста или случайного прохожего действительно много: на фасаде дома Пушкина 2/14 на месте прежнего входа восстановили медальон с ключом, одним из символов посёлка, и установили фальшдверь, чтобы разместить за ней в будущем арт-объект. 

Восстановили ворота и вместо стёкол вставили зеркала: получилась необычная фотозона.

В данный момент ведутся работы по ремонту инженерных сетей: горячего, холодного водоснабжения, канализации и электрики в местах общего пользования. Затем планируется приступить к устройству тротуаров, под них уберут все провода с фасадов и все воздушные линии , чтобы реализовать "чистое небо".

"Восстанавливаются брусчатка улиц и тротуары  —  местный производитель специально производит аутентичную 5- и 4-угловую плитку,  — уточнил глава ФКР.  — У нас накопился уникальный опыт по проведению квартального капитального ремонта. В том числе, конечно, и негативный опыт, который мы непременно учтём при проведении ремонта других домов".

Работы производились в тесном сотрудничестве с местными жителями.

"Многих жителей Железнодорожного я знаю уже по имени,  — поделился Олег Туркин. — Обычно в пятницу мы ездим в посёлок, общаемся с местными людьми. Все замечания и просьбы старались учитывать. Многое меняли и добавляли уже в процессе выполнения работ".

Постоянный контакт — ключевой фактор выполнения ремонтных работ. После первого этапа у местных периодически появляются замечания: руководство ФКР их слышит и занимается устранением.

"Нужно понимать, что мы не экономим и работаем с натуральными материалами: камнем, деревом. Совершенно нормально, что происходят какие-то деформации, ведь многие конструкции возводились по новой: штукатурка даёт усадочные трещины, деревянная доска тоже имеет свойство усыхать со временем и под нагрузкой. Мы следим за состоянием, и, если появляются трещины или есть другие замечания,  — подрядчики по гарантийным обязательствам сразу исправляют ситуацию".

Олег Туркин отмечает, что преобразования в историческом квартале посёлка заставили местных жителей иначе взглянуть на окружающую обстановку и начать менять её в лучшую сторону самостоятельно:

"Например, был у нас случай. Мы начали работу над фасадом дома. Его житель, дедушка 87 лет, вышел к нам и говорит, что понял: его пристроенный гараж портит общий вид. К нашему следующему визиту он его самостоятельно разобрал, абсолютно по своей инициативе. Иной раз приедешь — а на пустых местах где-то клумбы появились, начались даже соревнования: кто интереснее украсит свой двор. Самые сознательные отказались от спутниковых тарелок или перевесили их с центральных фасадов. Многие собирают средства на ремонт подъездов, чтобы и изнутри в домах было красиво. Но мы просим пока не торопиться, чтобы не пришлось ремонтировать дважды: сначала мы закончим работу с электрической проводкой".

В данный момент активно ведётся разработка проекта "Ревитализация центральной части", куда входят площадь, исторический квартал, организация ярмарочной зоны, фестивальная площадка, остановки общественного транспорта, паркинг для туристических автобусов, скверы и детские площадки и, конечно, общественные туалеты.

Сформирована рабочая группа "Философия Железки": туда вошли эксперты из туристического и гостиничного бизнеса, представители "Фестивальной дирекции" и "Центра креативных индустрий", историки, культурологи, а также различные эксперты других направлений, которые должны сформировать повестку дальнейшего развития Железнодорожного.

"Туризм — это одна из якорных составляющих, но не единственная,  — отметил глава ФКР.  — Просто отремонтированные дома есть где ещё посмотреть, но этого недостаточно, чтобы сформировать постоянный туристический поток. Нужно всестороннее развитие с организацией рабочих мест для местного населения. 

Помимо этой группы, мы сейчас формируем другую, более узкоспециализированную. В том числе привлекаем зарубежных экспертов, которые обладают подобным опытом восстановления исторических кварталов. Эта группа будет заниматься непосредственно предпроектной подготовкой по капитальному ремонту 2-й очереди домов. Я уверен: в архитектурной среде возможно отобразить определённые тенденции, второй этап сделаем ещё лучше".

Закончить этап проектирования капитального ремонта следующих 15 домов планируется к весне 2021 года. По словам Олега Алексеевича, смена подхода к организации работы позволит сформировать действительно единый архитектурный ансамбль: "Раньше мы проектировали и работали параллельно, но сейчас от этого уходим. Нужно сначала проектировать,  а затем уже строить. Много архивной информации, которую необходимо проработать детально, а для этого требуется больше времени".

Партнёрский материал