Учёный БФУ с коллегами нашёл свойства клеток мозга, которые помогут при лечении гипертонии

Международная группа исследователей, в состав которой вошёл учёный БФУ имени Канта Сергей Каспаров, нашла новые свойства клеток мозга — астроцитов. Они могут выступать в качестве регуляторов кровоснабжения. Изучение этого механизма может помочь в лечении гипертонии, возникающей без особой причины, сообщает пресс-служба университета.

Астроцитов почти столько же, сколько нейронов, однако их функция долгое время была не изучена. Около десяти лет назад появились теории, согласно которым оба вида клеток активно участвуют в обработке информации и обеспечении деятельности мозга.

Исследователи опубликовали статью в авторитетном научном журнале Nature Communications, доказав, что астроциты регулируют перфузию — проток крови в сосудах мозга. Одним из авторов статьи стал Сергей Каспаров .

"Основная идея заключается в том, что в мозге есть целая система, которая позволяет ему определить, насколько хорошо он снабжается кровью. И в этой системе ключевую роль играют астроциты, мембраны которых обладают удивительной механочувствительностью. <...> Если они чувствуют, что "давление в системе" падает в самом мозге, включается механизм, который повышает системное артериальное давление и частоту сокращений сердца, улучшая таким образом перфузию мозга",  — рассказал профессор университета Бристоля и приглашённый профессор БФУ им. Канта Сергей Каспаров.

Учёный отметил, что функцию сердца и тонус сосудов регулируют нейроны, активность которых астроциты определённым образом модулируют. Пока неясно, как воспринимаются механические воздействия и каковы подаваемые астроцитами сигналы.

"Впереди ещё много работы, много экспериментов. Но уже сейчас более-менее очевидно, что новые знания можно использовать в медицине. Раньше были известны только рецепторы давления, которые находятся на периферических сосудах. Теперь, когда стала понятна функция астроцитов, для специалистов открылись новые возможности регулировки давления",  — отметил Каспаров.

В России за десять лет в полтора раза выросло число больных гипертонией.