12:48
Автор:

Интернет — необходимость, а телевидение — развлечение: как изменилось отношение калининградцев к СМИ

Интернет — необходимость, а телевидение — развлечение: как изменилось отношение калининградцев к СМИ - Новости Калининграда | Фото: калининградский филиал Фонда развития гражданского общества
Фото: калининградский филиал Фонда развития гражданского общества

Ещё десять лет назад основным источником информации для жителей Калининградской области было телевидение. В 2019 году социологи констатируют — информационное воздействие телевизора на аудиторию и доверие к нему ослабло, всё больше людей узнают новости в интернете. Как изменились каналы формирования общественного мнения и восприятие СМИ, обсудили на очередном заседании экспертного совета калининградского филиала Фонда развития гражданского общества (ФоРГО).

Информация: быстрая, лёгкая, понятная

За десять лет в регионе серьёзно изменился запрос на информацию. Последние новости можно узнать всегда и везде, однако их актуальность измеряется уже часами, если не минутами.  Контент должен быть лёгким, быстрым и понятным, и уже неважно, какой ресурс был источником этой информации. 

Обратили внимание социологи и на другую особенность — у калининградцев больше нет любимого СМИ, более того, нет искреннего доверия к источникам информации. Люди стали доверять информации, которая совпадает с их внутренним, субъективным мнением. 

"Люди верят только себе", — объясняет автор исследования, директор "Калининградской социологической службы" Людмила Себровская.

Изменилась и роль медиа для населения. Так телевидение стало для потребителей развлекательным ресурсом, об этом заявили 77 процентов опрошенных. Новости, информацию об общественно-политической жизни области, страны "из телевизора" предпочитают получать только 17%, а для 24 процентов респондентов телевизор и вовсе стал средством для просмотра фильмов.

Чтение периодической прессы стало некой эмоциональной потребностью "пошуршать газетой", а глянцевых журналов — желанием принадлежать к определённому слою общества. При этом, отмечают социологи, людям нравится только одно, конкретное издание — читают одну газету 94% опрошенных, а доля постоянных читателей журналов не превышает 9 % респондентов.

Интернет за эти годы стал источником любой оперативной информации для 99% опрошенных,  источником развлечений — для 56% респондентов. Более 80 процентов используют его для общения в социальных сетях. Интернет стал единственным источником информации для 27% опрошенных. 

Есть интересная особенность — личное время стало важным ресурсом, поэтому в сети популярен видеоконтент — для 95% респондентов. 

"Видеоконтент более популярный, чем текстовый, читать просто нет времени", — отметила директор "Калининградской социологической службы".

Интересно посмотреть и на динамику доли аудиторий медиаисточников за последние пять лет. Так, доля пользователей интернета выросла на 20 процентов и составляет 85%. Аудитория телеканалов упала на 13 процентов — до 77%, а вот местных новостных сайтов, напротив, выросла на 50% и составила 69%, приблизившись к телевидению. Незначительно сократилась аудитория радиостанций — на 7%, а газеты "упали" на 15%.

Интернет — необходимость, а телевидение — развлечение: как изменилось отношение калининградцев к СМИ - Новости Калининграда | Фото: калининградский филиал Фонда развития гражданского общества
Фото: калининградский филиал Фонда развития гражданского общества

Почему падает доверие к информации

С развитием интернета доверие к информации падает, и это объяснимо, отметил заместитель директора "Калининградской мониторинговой группы" Алексей Высоцкий.

"В советское и постсоветское время журналистика была первым слоем рефлексии общества относительно происходящего. Людям давали переработанный продукт, как надо думать. Сейчас же рефлексия переместилась из зоны медиа в домохозяйства. Человек вынужден формировать свое мнение на основании очень разной информации, он просит озвучить ему все точки зрения, которые позволят самому решить, какая из них верна", — отметил эксперт.

Главный редактор сайта "Русофил" Владимир Шаронов обратил внимание на другой канал коммуникации — "горизонтальный", человеческий — который также необходимо изучать. "Сам по себе, это очень серьёзный канал, неформальный, нужно понимать, как он развивается", — сказал он.

Сейчас привычные коммуникации разрушены, считает директор "Калининградского социологического центра" Сергей Цыпленков.

"Простой вопрос — соседей своих все знаете? Большинство, особенно переехавшие в новые дома, друг друга не знают вообще. Поэтому те коммуникации, которые были раньше — вышел, поздоровался, переговорил — они съёживаются, такого уровня доверия, как раньше, уже нет, они переходят в группы в соцсетях, — отметил эксперт. — Сейчас люди всё больше стараются отключаться от внешних источников, верят себе и себе подобным. Если это официальный канал — он априори будет врать! Люди начинают искать свою точку зрения, с которой они согласны".

Снижение уровня доверия и изменение медиапотребления — опасная тенденция для журналистов, считает главный редактор портала "Калининград.Ru" Любовь Чистякова.

"Власть всё больше уходит в новые соцсети, и функция журналиста как связующего звена между властью и аудиторией снижается. С развитием инцидент-менеджмента люди понимают, что они быстрее получат реакцию на свою проблему, написав в инстаграм губернатору, чем в СМИ", — отметила Чистякова.

Интернет — необходимость, а телевидение — развлечение: как изменилось отношение калининградцев к СМИ - Новости Калининграда | Фото: калининградский филиал Фонда развития гражданского общества
Фото: калининградский филиал Фонда развития гражданского общества

Тексты и смыслы по-прежнему важны

В новых условиях для формирования общественного мнения важны не средства доставки информации, а средства конструирования сигнала обществу, важен контент.

Медиа работают не для того, чтобы отрабатывать какие-то месседжи, считает соучредитель медиагруппы "Западная пресса" Марина Васильева.

"Медиа работает для своей аудитории, если она перестанет доверять тебе, у тебя этой аудитории не будет. Да, есть моменты, когда мнение аудитории, ресурса и редакции не совпадает", — сказала Васильева.

По мнению председателя Общественной палаты Калининградской области Ольги Аринцевой, нужно формировать рынок потребителей информации и учитывать неформальные коммуникации — то, о чём говорят люди в автобусах, дома, на работе.

Главный редактор портала "Руград" Никита Кузьмин отмечает интересную тенденцию — материалы на сайте получают "вторые и третьи" волны интереса читателей даже в течение суток и на следующий день после опубликования. Это отчасти опровергает данные исследования, по которым актуальность материалов в СМИ измеряется минутами и часами.

Грамотная подача может сделать интересной даже сухую информацию, например, данные статистики, уверен врио руководителя территориального органа Росстата Михаил Плюхин. 

"Когда грамотно рассказываешь, возникает интерес. Мы попробовали, и наблюдаем 15-процентный рост посещаемости нашего сайта", — сказал Плюхин.

В поисках новых возможностей донесения информации находится и Избирательная комиссия Калининградской области, рассказала её председатель Инесса Винярская.

"Мы анализируем, где люди черпают информацию, интересуемся социальными сетями. Я тоже уверена, что любую новостью можно заинтересовать,  главное — как её донести.  Ну и, конечно, личное общение, от двери к двери, никто не отменял", — сказала Винярская.

В 2019 году необходимо изменить методы формирования общественного мнения, резюмировала руководитель филиала ФоРГО в Калининграде Елена Волова. 

"Нужно по-разному формулировать и подавать информацию для разной аудитории и в зависимости от канала, через который её запускают. Но главное — это качественный и интересный аудитории контент. Любую, даже самую сухую официальную информацию можно подать так, что аудитории будет интересно. Уверена, что и телевидение и газеты, которые, по данным социологов, теряют аудиторию и влияние, при наличии интересных проектов и материалов, чётко попадающих в приоритеты своих зрителей и читателей, смогут быть популярными и аудитория будет расти", — отметила Волова.

618