В Калининграде последний год активно обсуждают будущее городского трамвая. Для решения проблемы подключили Владимира Путина. Власти города и региона подготовили концепцию, которую отправили на утверждение в Москву. В распоряжении "Клопс" оказался план развития трамвайной сети, подготовленный предприятием "Калининград-ГорТранс".
Реанимировать нынешнюю "пятёрку"
Большая часть путей единственного действующего маршрута, №5, требует замены. По ценам на 2018 год на это нужно почти миллиард рублей. Ремонт позволил бы сократить расходы "Калининград-ГорТранса" на 7 млн рублей в год. Также за счёт увеличения скорости движения транспорта (с 8,5 км/ч сейчас до 25 км/ч) можно было бы выпускать меньшее количество подвижного состава на линию и сохранить прежний интервал.
Кроме того, предлагается закупить 14 новых вагонов. Сейчас работает транспорт, возраст которого не менее 25 лет. Исключение — польский Pesa (семь лет). С учётом всех субсидий на замену необходимо 1,3 миллиарда рублей.
Организовать два новых маршрута
Второй вариант кардинально меняет маршрутную сеть в городе. Для сокращения движения автобусов через центр Калининграда предлагается схема общественного транспорта с организацией пересадочных пунктов и создание двух трамвайных маршрутов. Трамваи №1 и №2 будут курсировать между перехватывающих остановок. При этом сами пути должны быть обособлены.
Перечень пересадочных пунктов: Южный вокзал, ул. Багратиона, ул. 9 Апреля, пл. Василевского, Центральный рынок, ТЦ "Европа", гостиница "Калининград".
Маршрут №1 пойдёт от Южного вокзала через Ленинский проспект, ул. Черняховского, Центральный рынок, ул. Пролетарскую, 9 Апреля, универсам "Московский", Рыбную деревню, набережную Ветеранов, ул. Большую Песочную, Багратиона и на Южный вокзал. Трамвайный маршрут №2 поедет по тем же остановкам, но в обратном направлении. Интервал движения — каждые шесть минут.
На покупку 24 новых вагонов (с учётом резерва) потребуется 3,6 млрд. На ремонт путей необходимо 788 миллионов рублей. При этом если приведут в порядок все рельсы "пятёрки", то потребуется всего 83 миллиона рублей.
Трамваи в Чкаловск и по Московскому до Аксакова
Третий вариант увеличивает общую протяжённость путей и запускает рельсовый транспорт в новые жилые микрорайоны. Помимо разработанных ранее в генплане направлений, в "ГорТрансе" предлагают дотянуть линии до микрорайона Чкаловска и по Московскому проспекту до улиц Флотской и Аксакова. Существующие, но недействующие пути на ул. Киевской, Тельмана и проспекте Победы хотят оставить и даже восстановить, но только для туристических рейсов.
Что делать в первую очередь?
Трамвайному сообщению обеспечить выделенную линию. Это позволит увеличить пассажиропоток, а также сократит расходы на обслуживание. Далее привести в нормативное состояние пути по действующему пятому маршруту и приобрести 14 вагонов (от 1,6 млрд до 2,5 млрд). На следующем этапе реконструировать рельсы по ул. Багратиона, что позволит запустить "единицу" и "двойку", докупив ещё 12 вагонов (до 1,4 млрд).
Пассажиры бы получили комфортную поездку, которая бы длилась меньше. Это впоследствии привело бы к притоку людей в трамвай.
Что это даст городу?
При организации трёх маршрутов (№1, 2 и 5) с оборудованными пересадочными пунктами сократится количество автобусов на маршрутах, что обеспечит экономию бюджетных средств. Увеличится скорость трамваев, из-за этого содержание сетей будет обходиться дешевле. Кроме того, это обеспечит безопасность движения и даст комфорт пассажирам.
Власти города все последние годы отказываются выделять обособленную линию для трамваев. При этом не разрабатываются предложения специалистов и жителей по увеличению скорости движения без серьёзных затрат. О том, как запланировали развивать трамвай по генеральному плану до 2035 года, можно почитать здесь.