Шоумен и телеведущий Валдис Пельш вместе с группой экстремалов преодолел семь тысяч километров по Антарктиде, чтоб собрать материал для документального фильма о ледяном материке. Об автопробеге он рассказал во время празднования дня рождения Музея Мирового океана в Калининграде, куда он приехал в качестве почётного гостя. “Клопс” выбрал девять наиболее интересных фактов из рассказа.
1. О фильме
“Документальное кино будет называться “Антарктида: 200 лет открытия”. Мы сдадим его осенью. Думаю, что Первый канал придержит его к январю 2020 года. После премьеры его выложат в интернете и отдадут на канал “Моя планета”. Думаю, что у него будет достаточно долгая и счастливая жизнь. Как у наших лент “Ген высоты, или Как пройти на Эверест”, “Белый танец”.
2. О правилах Антарктиды
“После прилёта нужно проверить свои подошвы и замки липучек на одежде — на них не должно быть частиц грунта и растений. В Антарктиде нельзя сливать топливо и масло на землю. Все твёрдые продукты жизнедеятельности вы тоже везёте с собой и сдаёте на специальный пункт приёма. С 1994 года там запрещены домашние животные, потому что теоретически возможен их контакт с тюленями и пингвинами”.
3. Про три полюса
“В начале декабря мы ушли на Полюс Недоступности затем к географическому полюсу, после этого к Полюсу Холода. Потом взяли курс на станцию “Восток”, знаменитое Подземное Озеро, а дальше по прямой на “Прогресс”, и всё. Трудней всего дались первые четыре дня, именно тогда наиболее остро ощущалось, что в таком составе, в стеснённой обстановке, мы пропутешествуем больше месяца. Вероятность того, что дойдём до конца, у нас была 30 процентов. А полярники, которые нас встречали, заключали пари. Двадцать человек из двадцати одного говорили, что мы уедем километров на двести вглубь, и после нас будут эвакуировать”.
4. Про чувство локтя
“Самый сложный момент — это стеснённые условия, сосуществование вместе. Очень тяжело психологически. видеть каждый день одних и тех же людей и находиться в режиме постоянного чувства локтя, пусть и дружеского. Двенадцать часов мы были в дороге ежедневно, а на остнаовках я уходил гулять, чтобы как-то перезагрузиться”.
“В нашей машине ехали трое: я, режиссёр и оператор. И он всё время шутил, что пришёл в шоу бизнес самым правильным путём, так как спит сразу и с режиссёром, и с продюсером”.
5. Про “Клуб 155”
“На 26-й день мы приблизились к станции “Восток”, там была баня, и полярники нас гостеприимно пустили. Единственное, мы не попали в “Клуб 200” — это когда на улице 80 градусов, баня топится до +120, и после парилки надо выбежать на мороз и постоять 10 секунд, выдержав, таким образом, перепад в 200 градусов. Мы попали в “Клуб 155”, так как в Антарктиде было лето, всего -35”.
6. О дне сурка
“Нам очень повезло с погодой, почти постоянно светило солнце. Антарктида безумно красива. Но когда ты едешь по принципу — через пять дней поверни налево и продолжай так ехать ещё пять дней (так мы дошли до американской станции “Платон”), —всё происходящее напоминает тебе день сурка. Время тянется очень медленно.
7. О болезнях и травмах
“Там аномально низкое давление, и от сухого воздуха болела носоглотка. Постоянные кровавые сопли и кашель, но к этому привыкаешь. Случались лёгкие обморожения, которые мы получали в момент съемок, в основном. Ещё был очень “красивый” момент, когда домкратом нашему инженеру-конструктору дало по лбу. Всё путешествие прошло без особых травм, и вдруг, уже во второй половине экспедиции, ручка от домкрата отлетает, попадает в голову нашему Василию. У нас был парамедик, она наложила необходимые повязки, и его здоровье не пострадало”.
8. О еде
“Мы питались хорошими сублимированными продуктами. Классно, что были сухари. Они отвлекают от уныния — сидишь, подгрызаешь. Мы послушались бывалых полярников, сразу разбили 150 яиц в пакет. На морозе они превратились в брикет, который можно было ломать по кусочку и жарить на завтрак. Шли в ход консервы мясные и рыбные, но не шло сало. И это было хорошо, поскольку, на какую бы мы станцию не приезжали, были щедрыми дарителями этого продукта. Полярники сало очень ценят”.
9. О Новом годе и оливье
“Мы понимали, что 2019-й встретим в экспедиции, и очень хотелось оливье. Добрались с надеждой его отведать на станцию “Восток”, а у них не было майонеза, горошка, морковки. Только картошка, огурец и мясо. Это не оливье. Поехали на станцию “Прогресс” — у тех вообще продукты закончились, и они питались тем, что добыли у соседей — китайских полярников. Мы сгрузили им свой сублимат. Добрые поступки всегда вознаграждаются, и вот на “Академике Фёдорове” оливье был. Самый вкусный новогодний салат, что я ел когда-либо.
В эти выходные Музей Мирового океана отметит День селёдки. Из-за праздника в субботу, 13 апреля, улицу Баграмяна закроют для автотранспорта.