В Московском физтехе повернули вспять время в квантовом компьютере

Группа учёных из России, США и Швейцарии заставила квантовый компьютер на долю секунды вернуться в прошлое. Тем самым был нарушен второй закон термодинамики, суть которого в том, что все процессы в природе необратимы. Результаты эксперимента опубликованы в журнале Scientific Reports.

В ходе исследований учёные высчитали вероятность спонтанного возвращения находящегося в пустом пространстве электрона в прошлое. Речь идёт о кратковременном перемещении.

Экспериментаторы опирались на концепцию так называемой стрелы времени, которая является одной из основ современной физики и космологии. Это постулат о том, что время  в нашей Вселенной движется только из прошлого в будущее. Обратное его движение невозможно.

Физики обнаружили, что это правило может быть недействительным на квантовом уровне. Им удалось создать квантовый аналог “демона Максвелла” — гипотетического существа, которое сортирует быстрые и медленные молекулы. Именно в этой программе они попытались вернуть в прошлое всего одну частицу, поведением которой управляют законы квантовой физики.

Выяснилось, что электрон действительно может спонтанно оказаться в прошлом. Фактически он возвращается в состояние, в котором находился мгновение назад - примерно 0,06 наносекунды.

В ближайшее время учёные намерены разработать более эффективные алгоритмы управления временем. Предполагается, что они помогут  быстрее “двигать” частицы во времени и манипулировать ими.