Калининградские власти предлагают снести двухъярусный мост в областном центре, и вместо него соорудить два отдельных – автомобильный и железнодорожный. Общественники выступают против. В их понимании, мост уникальный в своем роде и ценный с исторической точки зрения. Транспортные же проблемы можно решить и другими способами, считают они. "Клопс" выслушал мнения обеих сторон.
Снести, нельзя оставить
По расчётам горадминистрации, параметры двухъярусного моста не отвечают современным нормативам: ширина автомобильных полос не соответствует требованиям, а возможности расширить конструкцию нет. Кроме того, решение о сносе разводного моста через Преголю было принято после того, как эксперты признали сооружение дефектным.
Во время встречи с жителями города в Закхаймских воротах глава комитета территориального развития и строительства мэрии Артур Крупин сообщил, что после войны мост восстанавливался. Историческую ценность представляют лишь некоторые его части, которые в случае демонтажа сооружения можно сохранить и передать Музею Мирового океана.
Снести нельзя, оставить
Неравнодушные жители Калининграда предлагают отремонтировать мост и не использовать в качестве транспортного.
"Это единственный в России и один из немногих в мире двухъярусный мост с вертикальным подъёмом. Фактически, это памятник отечественной инженерии. Если мы его снесём, утратим память о таланте советских инженеров", — говорит историк и экскурсовод Евгений Мосиенко.
Общественники предложили несколько вариантов сохранения моста. По их мнению, каждый из них может повысить туристический потенциал региона.
На сооружении можно обустроить смотровую обзорную площадку, пустить по нему велосипедные и пешеходные дорожки. Мост можно задействовать во время городских праздников.
Некоторые архитекторы предлагают вернуть поворотную конструкцию. Тогда здесь пройдёт большее количество судов, считают они.
Что касается предложения передать часть элементов в городской музей, то это только имитация процесса сохранения памятника, уверены общественники.
"Можно разобрать Кафедральный собор, сдать кирпичи в музей и прикрываться, что мы сохраняем наследие. Оставлять просто камни или груду металла бессмысленно", — говорит Мосиенко.
Двухъярусный мост в 2007 году поставлен на учёт как памятник истории и культуры муниципального значения. Его история уникальна. Возводить объект начали в 1914 году, а ввели в эксплуатацию в 1926. Корпус моста не поднимался, а поворачивался для прохода судов и кораблей, и в этом была его изюминка. Всё было механизировано, и поворот занимал всего две минуты.
Во время войны конструкцию повредили. Уже после 1945 года систему работы моста изменили: он стал подъёмным, сохранив при этом свой исторический облик.
Ценны ли конструкции моста
Директор Музея мирового океана Светлана Сивкова готова принять и сохранить конструкции сооружения. По её мнению, в дальнейшем это будет привлекать внимание посетителей.
“Существуют музеи техники, где стоят гигантские паровые машины, элементы мостов, которые кому-то интересны, кому-то — нет, но это развитие научной и технической мысли. Например, подъёмный механизм. Корабли, мосты — это то, где соединяется всё вместе, и творец, и художник. и инженер. Те, кто собирается дальше строить, должны смотреть на это и учиться”, — пояснила Сивкова.
Что предлагается вместо двухъярусного
Общественности презентовали два новых сооружения. Автомобильный мост оказался очень похожим на Pont Jacques Chaban-Delmas, который возведён во французском Бордо. Он соединит ул. Буткова с Железнодорожной (минуя верхним уровнем ул. Портовую).
Известно, что после завершения всех работ один мост останется на балансе города, второй — у КЖД. Информация о демонтаже двухъярусного моста впервые появилась в декабре 2018 года. Сообщалось, что вместо него появятся два сооружения.