В дни мартовских праздников в областном драмтеатре пройдут премьерные показы спектакля “Чёрная кошка, белый кот” по фильму Эмира Кустурицы. Авторская постановка от режиссёра Сергея Чехова — номинанта престижной премии “Золотая маска”. Корреспондент “Клопс” побывал на репетиции спектакля и выяснил, к чему зрителям следует подготовиться.
Фильм “Кустурицы” важно знать
Пьеса не повторяет в точности киноленту сербского режиссёра, но канва сюжета и главные герои сохранены. Постановка экспериментальная, для того, чтобы понять что происходит на сцене, нужно знать, о чём фильм.
Действие картины “Чёрная кошка, белый кот” происходит на берегу Дуная. Главный герой Матко — безалаберный отец, который промышляет мошенничеством и воровством. В мечтах разбогатеть он ввязывается в авантюру с кражей и перебросом через границу 20 цистерн бензина. Деньги на это он занимает у цыганского барона, Грги Питича (друга его отца).
Матко берёт в дело известного мошенника и мафиози Дадана, который в итоге его обманывает. Теперь главный герой должен денег Дадану.
В итоге мафиози предлагает сделку: женить сына Матко на его дочери карлице Афродите. Но девушка свадьбе не рада, она всю жизнь ищет мужчину своей мечты. Развязка сюжета вполне неожиданна, и мы не будем раскрывать её, чтобы сохранить интригу.
Что хотел сказать автор?
По словам режиссёра постановки, он написал пьесу о конфликте поколений.
В ходе работы мы ушли от Кустурицы далеко, не было задачи перенести на сцену театра фильм. Пьеса — это размышления о возможности “хэппи-энда” в жизни и на сцене, одновременно это и серьёзный разговор об отцах и детях, а ещё и о мире материальном. Про то, как мы к нему привязаны и не можем оторваться”, — пояснил Чехов.
Со зрителем будут играть
Для постановки сцену позолотили и выдвинули в зрительный зал. Несколько рядов кресел будут расположены прямо на сцене в её арьере. Таким образом, у посетителей возникнет ощущение, что они — часть действия. В ходе постановки актёры много раз обращаются к зрителям, используют и другие приёмы взаимодействия с залом, иногда немного пугающие.
О многом расскажет танец
В пьесе много пластики, она напоминает балет по фильму Кустурицы, где сюжет киноленты выступает в роли либретто. Даже “криминальные” разборки Матко и Дадана представлены как парный танец.
“Вы увидите взрыв интересных ходов. Но не сценической техники и поворотных моментов сюжета, а именно калейдоскоп различных образов актёров. Для того, чтобы это создать для вас, мы работали на пределе. У нас взрывался мозг, это была какая-то самотрепанация”,— рассказывает Олег Жуковский, режиссёр по пластике и актёр, играющий Матко.
Обрядовые маски, канистры и другие символы
Костюмы действующих лиц не привязаны к определённой эпохе и этносу. Зато в них много символики. Например, для постановки было изготовлено более 20 устрашающих масок, напоминающих обрядовые.
Канистры на сцене — это не только перекличка с фильмом Кустурицы, но и символ материального мира, от которого не может оторваться Матко.
“Все мы живём, вцепившись в свою зону комфорта, это наша канистра. Она есть и у меня, конечно”, — поясняет режиссёр пьесы.
А чего стоит воображаемый гвоздь, который выдергивает главный герой из сцены, или танец масок в полумраке в начале спектакля?
Посмотреть постановку стоит тем, кто хочет стать свидетелем и соучастником неоднозначного действа, наполненного танцем, музыкой, впечатляющими декорациями и костюмами, а также необычным юмором.