Члены региональной Общественной палаты обратились в Службу охраны памятников с просьбой придать аэродромному комплексу на Балтийской косе статус памятника истории и культуры. Судьба бывших военных ангаров обсуждалась на заседании в ОП в среду, 19 декабря.
Только когда что-то разбирают
Выступая на слушаниях, руководитель Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области Евгений Маслов заявил, что результат рассмотрения заявлений о сохранении ангаров на Балтийской косе "не очевиден". Аэродромный комплекс может стать памятником истории и культуры, а может и не стать. В законодательстве жёстко прописаны критерии, по которым старые строения ставятся на государственный учёт. Евгений Маслов заметил, что подобные просьбы появляются, когда что-то начинают разрушать. Ангары аэродрома Нойтиф не исключение. "Их давно разбирают, — сказал Маслов, — куда все смотрели раньше?"
Что дальше?
Проблема сохранения и дальнейшего использования уникального инженерного комплекса Нойтиф не решится от того, что старый аэродром поставят на учёт и внесут в реестр охраняемых культурных объектов. Андрей Ермак, министр культуры и туризма Калининградской области, сказал собравшимся на слушаниях в Общественной палате, что пока твёрдого ответа на вопрос "Спасём. И что дальше?" нет.
Если старые ангары получат статус памятника истории и культуры, они всё равно останутся собственностью частного лица. Только оно получит жёсткие обременения и ограничения по содержанию аэродромного комплекса. Что собственнику невыгодно. Конечно, сказал министр, государство может выкупить аэродромный комплекс, одну из немногих туристических точек на Балтийской косе. И что дальше? Тратить на содержание деньги калининградских налогоплательщиков? Привлекать инвесторов? А если инвестор не пойдёт?
Обращений — ноль
Андрей Ермак привёл пример из жизни другой туристической достопримечательности Балтийского косы — Западного форта. Крепость стала областной, то есть нашей с вами, собственностью. Всё, что нужно сделать потенциальному арендатору, — это провести консервацию руин форта и таким образом спасти его от дальнейшего разрушения. Других обременений нет. В результате — "ноль предложений от инвесторов", сказал министр.
Валерия Надымова, директор автономной некоммерческой организации "Парково-музейный комплекс Балтийской косы “Старый люнет”", привела в пример реконструкцию Лётной гавани в Таллине — схожего с Нойтифом гидроаэропорта Леннусадам. Сегодня на территории бывшего гидроаэропорта работают музей, несколько кинотеатров, другие туристические объекты. Всё это приносит бюджету деньги. Как и туристический комплекс на мысе Канаверал в США, расположенный рядом с секретным действующим космодромом.
Валерия Надымова предложила создать на месте аэродрома центр, который будет заниматься музейной деятельностью и патриотическим воспитанием.
Письменных предложений нет
По словам Надымовой, к ней уже обращались потенциальные инвесторы. Их интересует гидрогавань аэродромного комплекса. Из гавани можно сделать удобную яхтенную марину с гостиницами и ресторанами. Андрей Ермак поинтересовался, есть ли какие-либо письменные обращения потенциальных инвесторов, и получил отрицательный ответ. Министр заметил, что строительство гостиницы на Балтийской косе из-за логистики обойдётся значительно дороже, чем в Балтийске, а это отпугивает инвесторов. При этом министр назвал старый аэродром на Балтийской косе "суперинтересным объектом".
Без разрешения
Аэродром Нойтиф был построен на Балтийской косе в 1938 году. После войны он использовался морской авиацией Балтфлота. Здесь располагалась противолодочная эскадрилья. В 1995 году военные из Нойтифа ушли. 15 лет назад несколько ангаров Нойтифа продали частным лицам, а осенью этого года один из собственников начал разбирать ангар №6 на металлолом. Это вызвало протесты общественности. Губернатор Антон Алиханов заявил, что собственника ангара оштрафуют за проведение работ без разрешения.
Историю старого аэродрома Нойтиф читайте здесь.
Ранее представители "Старого люнета" обратились в областную Службу по охране памятников истории и культуры с заявлением, в котором просили включить комплекс в реестр объектов культурного наследия Российской Федерации.