В правительстве области разработали план совместных действий местных администраций, полиции, автоинспекции и налоговой службы по взысканию задолженностей по транспортному налогу. Среди прочего, сотрудникам органов власти порекомендовали начинать с себя борьбу с неплательщиками. “Клопс” выяснил, какими методами будут воздействовать на должников.
Пример для подражания
В основу алгоритма лёг опыт работы с неплательщиками в Багратионовском округе. За несколько месяцев удалось взыскать полмиллиона рублей, больше миллиона пытаются изъять через суды.
По словам министра финансов региона Виктора Порембского, меньше всего трудностей во взаимодействии с должниками, чьё местонахождение известно. Муниципалитет размещает информацию о них в местных СМИ. Обычно уже на этом этапе нарушители платят по счёту. Если не помогает, им шлют смс-сообщения через единую диспетчерскую службу. Навещают неплательщиков и судебные приставы.
Трудности возникают, когда гражданин не проживает по месту регистрации. В таких случаях к работе подключаются полиция, автоинспекция. Полезной оказывается и "Безопасный город": должников находят с помощью видеокамер по номерам автомобилей. Помимо требований заплатить просроченный налог, им напоминают о необходимости зарегистрироваться по месту жительства. Случается, что автомобиль неплательщика ставят на штраф-стоянку.
"Бывает, что у одного владельца, которого мы ищем, несколько автомобилей люкс-класса. Но машинами пользуются другие люди. В УМВД проверяют, как они связаны с хозяином транспортного средства. Как показала практика, подобное внимание со стороны правоохранительных органов резко повышает налоговую дисциплину, задолженность быстро погашается", — отметил Порембский.
Немало забывчивых налогоплательщиков среди владельцев грузовых автомобилей. В работе с ними дополнительно привлекается УФНС. Налоговики проверяют, используются ли машины в перевозке товаров. Если владелец не имеет статуса предпринимателя, ему предписывают узаконить свой бизнес. Нередко во взаимодействии со смежными структурами удаётся выявить и другие нарушения.
"Из 43 владельцев дорогих автомобилей по 24 случаям в налоговой службе не было данных по доходам за 2017 год. Официально они ничего не заработали. Но тем не менее ведут достаточно состоятельный образ жизни", — сообщил глава регионального минфина.
Как улучшить работу с должниками
Для эффективной борьбы с неплательщиками в службе судебных исполнителей предложили ввести ответственных сотрудников, которые будут сопровождать граждан до погашения задолженности. Также необходимо предоставить для приставов бесплатные места на штраф-стоянках, чтобы оставлять там машины должникв.
"Мы не пользуемся стоянкой — у нас нет денег. Поставить машину можно на любой срок, но за деньги. Я бы попросил дать нам социальные места, чтобы мы оставляли автомобили должников там на хранение. Также предлагаю усилить работу по линии муниципалитетов. Как правило в местной администрации лучше знают должников, что это за фирмы, каково их финансовое положение. Работа будет заметно лучше", — отметил руководитель УФССП по Калининградской области Валериан Жеребятьев.
"Начинайте с себя"
По словам вице-губернатора региона Эдуарда Батанова, среди неплательщиков транспортного налога немало чиновников.
"Не так давно Елена Серая (министр регионального контроля - прим. ред.) прислала письмо, там список должников по транспортному налогу среди работников органов государственной власти. В ближайшее время мы каждому из них посмотрим в глаза. Там есть и администрации муниципальные, и штатные работники, и предприятия. Поэтому начните с себя, подайте пример", – призвал Батанов.
Новый алгоритм по работе с неплательщиками планируют внедрить во всех муниципалитетах области. Особое внимание уделят крупнейшим округам – Черняховску, Советску, Зеленоградску, сообщили в правительстве.
По данным руководства области, один муниципалитет может взыскать до 100 млн. рублей с должников по налогу на землю и имущество.