На прошлой неделе в Калининграде анонсировали работу скрытых патрулей ГИБДД — инспекторов ДПС на служебных автомобилях без опознавательных знаков, которые фиксируют нарушения на видео. Опрошенные "Клопс" эксперты усомнились в их законности.
"Патрули ГИБДД нельзя лишать опознавательных знаков, полицейская машина должна быть идентифицирована. Пока непонятен статус этих рейдов, в том числе и правовой. Главная функция нашей Госавтоинспекции — предупреждение правонарушения, а не выписка штрафов. Скрытый патруль не предупреждает", — говорит автоэксперт Алексей Нестеров.
"В ГИБДД есть инструкция, по которой все машины оперативного и действующего состава должны быть с опознавательными знаками, чтобы выделяться. Это как история с камерами: если они стационарные, водителей уведомляют знаками, которые все видят", — продолжает независимый юрист Амир Минглибаев.
По его словам, согласно законодательству, служебная машина может быть только в специальной раскраске.
"Скрытое патрулирование для выявления административных правонарушений сначала нужно прописать в федеральном законе", — считает вице-президент движения автомобилистов России, адвокат Леонид Ольшанский.
По его словам, пока этого не случилось, такое патрулирование — вне закона. Ведь согласно третьей части 55-й статьи Конституции РФ, любое ограничение прав граждан возможно только по уголовным делам.
"В нашей стране действует закон об оперативно-разыскной деятельности, который предусматривает подглядывание, подслушивание, скрытое патрулирование. Но там сказано: для выявления уголовных деяний. Про административные там ни слова, и все суды сказали, что к административным делам это неприменимо", — уточняет вице-президент движения автомобилистов России, адвокат Леонид Ольшанский.
При этом практика скрытого патрулирования имеет не только противников. Юрист Общества защиты прав автомобилистов Калининградской области Георгий Румянцев считает, что их работа так же легальна, как и действия обычных людей, фиксирующих нарушения ПДД на камеру телефона.
"Скрытые патрули фиксируют и передают информацию сотрудникам, которые останавливают машины. Сами они не имеют права гоняться за нарушителями и составлять протоколы. Это было бы нарушением административного регламента. Но такого, насколько мне известно, в Калининграде и не происходит. Граждане на телефон снимают участников движения и отправляют в ГИБДД. Это такой же скрытый патруль, и никого это не смущает", — отметил юрист.
В Калининграде с 1 октября патрули ГИБДД начали работу в местах концентрации нарушений ПДД. В Госавтоинспекции пояснили, что сотрудники на служебном автомобиле без специальной цветографической раскраски фиксируют на видеокамеру огрехи водителей.