Российских автомобилистов ждёт очередная масштабная реформа в сфере ОСАГО. Автоюрист Петр Губенко специально для "Клопс" собрал плюсы и минусы нововведений в отрасли, главный смысл которых — в переходе к индивидуальному тарифообразованию.
Накануне стало известно, что Минфин доработал законопроект, вводящий три варианта страховых сумм в автогражданке. Планируется отменить два самых спорных коэффициента – мощности и региональный. По данным издания "Ведомости", вместо них Минфин предложил новые.
На стоимость полиса будет влиять стиль вождения (нарушение правил, резкость торможения и перестроения, частота) и длительность использования машины (скорость движения и др). Фиксировать показатели будут в том числе с использованием установленных на автомобиле датчиков GPS и ГЛОНАСС. Увеличить стоимость полиса ОСАГО может и нарушение правил дорожного движения в течение года до заключения договора на новый срок – кроме тех, что зафиксированы камерами. При этом стоимость полиса в любом случае не должна будет превышать верхнюю границу установленного ЦБ базового тарифа более чем втрое.
Другая новация — переход на разные лимиты выплат. Помимо 400 тыс. рублей за повреждение имущества и 500 тыс. рублей — за вред жизни и здоровью, предлагают дать возможность страховать на один или два миллиона. Автомобилисты смогут приобретать ОСАГО сразу на три года вместо одного, как сейчас.
Плюсы реформы
Сейчас водителям, проживающим в региональных центрах и имеющим более мощные автомобили, приходится платить за страховку ОСАГО больше, чем другим. Отмена коэффициентов, влияющих на стоимость ОСАГО и связанных с мощностью авто и местом проживания владельца, является хорошей новостью. Очевидно, что эти коэффициенты никак не влияют на вероятность наступления страховых случаев, считает автоюрист. По его мнению, с их применением страховые организации при продаже полисов ОСАГО могли собирать больше денег с автомобилистов. Главным коэффициентом, по которому следовало бы формировать цену полиса ОСАГО, должно быть наличие в истории вождения автовладельца ДТП, совершённых по его вине. Либо длительность управления машиной без аварий.
Минусы реформы
Такие показатели, как стаж управления, возраст водителя, наличие административных правонарушений, не связаны напрямую с вероятностью наступления страховых случаев и обязанностью страховщиков по осуществлению выплат. Поэтому введение дополнительных коэффициентов, увеличивающих стоимость полисов,в некоторых случаях необоснованно, считает автоюрист.
ОСАГО — это страхование собственной ответственности перед третьими лицами. Невозможно заранее предугадать, какой конкретно ущерб может быть причинён в будущем, Bentley ли в аварии пострадает или Lada. Автомобилисту сложно разобраться, какой конкретно полис ОСАГО ему нужен.
Предложения по продаже полисов с разными страховыми суммами носят не вполне корректный характер. Но очевидно, что, учитывая зачастую недобросовестное поведение страховщиков, водителям могут навязывать дорогостоящие полисы с большой страховой суммой. И такой полис в 99,8 % случаев водителю не понадобится, утверждает автоюрист.
Право страховых компаний устанавливать тариф максимум в три раза выше принятого ЦБ норматива, скорее всего, приведёт к необоснованному росту страховок ОСАГО и получению страховщиками сверхприбылей. Можно было бы отпустить тарифы в свободное плавание только при условии наличие действительно здоровой конкуренции. В частности, разрешить иностранным страховым компаниям продавать полисы ОСАГО на территории России. Например, стоимость отечественной зелёной карты примерно в 2-3 раза выше, чем литовской, хотя условия страхования практически одинаковые.