Новости
Автор: Анастасия Кондратьева
09.07.2018
16:24

Слоны, водопады и деньги в ботинке: калининградец проехал семь тысяч километров по Африке на автобусах, поездах и маршрутках

Из личного архива героя публикации

Руководитель Польского культурного центра в Калининграде Томаш Оманьски проехал по Африке 6700 км и посетил пять стран. О своём путешествии Томаш рассказал "Клопс". 

— Как пришла в голову такая идея и как ты планировал это путешествие?

— Я, как и большинство, работаю по конкретному графику, и у меня отпуск только летом. Обычно поездку всегда планирую зимой. Я подписан на несколько сайтов, которые подбирают дешёвые авиабилеты, и они присылают уведомления об акциях по всему миру. Я с февраля активно отслеживаю все варианты и жду самого дешёвого и удачного. На этот раз была акция на билеты из Европы в Йоханнесбург (ЮАР) — 230 евро туда и обратно с вылетом из Пизы (Италия). Достаточно утомительный перелёт через Каир "Египетскими авиалиниями", это очень-очень хорошая цена. До Пизы можно долететь из Гданьска. В феврале-марте я купил билеты и в дальнейшем откладывал деньги на поездку.

Я всегда пользуюсь только сервисом Airbnb для бронирования жилья и самостоятельно прокладываю маршрут. Всё путешествие обошлось где-то в 2000 долларов на одного. 

— Ты ездил один? 

— Вдвоём с приятелем. В такие длинные путешествия лучше не ехать одному.

— Ты уже бывал в Африке до этого?

— Да. Я был в Марокко и Кении. На этот раз я хотел увидеть животный мир.

— Давай начнём по порядку. Вы вылетели из Египта и прилетели в Йоханнесбург, получается — из лета в зиму?

— Зима в Южной Африке мне очень напомнила Калининград, последние числа августа, когда днём +25 может быть, а утром, вечером и ночью — +7... +8. Такая там зима, к вечеру чувствуешь: ух, такой воздух бодренький, даже приятно в чём-то.

— Ты уже знал, на чём ты поедешь дальше, в Ботсвану, или на месте ориентировался?

— Я знал, что в Ботсвану я поеду автобусом, и билеты купил по интернету ещё в Калининграде по 20 долларов на человека. А в дальнейшем пришлось немного импровизировать. Мы решили, что из Северной Ботсваны поедем в Намибию и через западное побережье Африки вернёмся в ЮАР. Но на границе Ботсваны с Намибией мой товарищ-россиянин прошёл, а у меня пограничница — очень крупная чёрная женщина — спрашивает: а где ваша виза? Я говорю: а разве на границе нельзя купить визу? Нет, только в посольстве в вашей стране. И нам пришлось развернуться.

Рассвет в Ботсване из окна автобуса Из личного архива героя публикации

— То есть с Россией у Намибии безвизовый режим?

— А у Евросоюза — нет. Мы решили, что раз Намибия не хочет нас принимать, мы поедем по восточному побережью Африки, и попали в Мозамбик.

— Как выглядит передвижение между африканскими странами?

— Это смотря какие страны. Самая трешовая граница была с Мозамбиком и ЮАР. Она открывается в шесть утра. Ночью не работает.

— И это единственный переход?

— Нет, не единственный. Но их не так много, а страны достаточно большие. Чтобы поехать в Мозамбик, нам надо было вернуться обратно в Йоханнесбург, на автовокзал. Как нам объяснили местные, это самое опасное место в Йоханнесбурге. Мы были одни белые там. Встретили полицейского и военного в гражданском из Ботсваны, они сказали: мы вас проводим, ни в коем случае ни с кем не разговаривайте, ни на кого не смотрите.

— А чем это объясняется? 

— Йоханнесбург — это африканский Нью-Йорк, туда приезжают люди из всей страны в надежде заработать. Естественно, там огромная преступность. Город огромный, и автовокзал — это как раз то место, куда приезжают из посёлков, из других городов. В последние годы немного ситуация повернулась, и сейчас белые там в меньшинстве. 

Нас проводили, посадили в маршрутку, которая едет в Мапуту, столицу Мозамбика. Туда ехать 500 км. В Африке никто не торопится, там всё должно быть медленно. Собрали паспорта, через полчаса запустили в маршрутку. Это было как в девяностые годы — все толкаются локтями, чтобы занять место.

— Настоящая маршрутка, не автобус?

— Да, такая, как в Калининграде. Мы потом, наверное, час, сидели в этой маршрутке: почему-то водителю надо было сделать ещё пять звонков и просто посидеть, подумать. В конце концов маршрутка не завелась, и нам сказали пересесть в другую. Опять дикая давка, опять полчаса ожидания, и вот мы двинулись в путь. Был поздний вечер, мы проехали 150 километров, и вдруг в горах Южной Африки маршрутка ломается на обочине. Спустя пару минут подходит к нам водитель и говорит: ребята, пожалуйста, спрячьте ваши деньги поглубже, если придут местные, чтобы у вас не украли, такое может случиться, я, мол, сам напуган. Мы в ботинки спрятали деньги, а спустя полчаса какая-то встречная маршрутка подъехала и нашу вместе с пассажирами отбуксировала до ближайшей заправки. На это ушла целая ночь.

— Тащили вместе с людьми? По нашим правилам так нельзя.

— Я думаю, что по многим правилам нельзя. Но в Африке эти правила, видимо, не работают. Мы ехали с одним очень пожилым дедушкой, который всю ночь пел молитвы. Он сказал, что он едет в церковь и будет молиться всю ночь. Это было очень колоритно. 

В конечном счёте мы добрались до Мапуту. Увидели там улицу Владимира Ленина. В Мозамбике разговаривают на португальском, это бывшая португальская колония. Город очень напоминает Россию девяностых годов. Там в восьмидесятых ещё война шла, страна бедная. 

— Что вы смотрели в Мозамбике?

— Мы были только в столице. Поехали на другую сторону Мапуту, там строят огромный современный мост. Мы просто отдыхали, потому что очень устали: от Ботсваны до Мапуту проехали 1800 км на автобусах, где каждый водитель считает своим долгом, чтобы музыка орала всю ночь.

— Никаких кондиционеров?

— Ну, само собой. Ну, там прохладно ночью. Мы видели всё: пьяных местных жителей, девушек, которые танцевали в проходе — в общем, было весело.

— А где вы жили?

— Где-то в так называемых лоджах, это такие гостевые дома. В Мапуту сняли комнату у одной девушки-модельера. Мы взяли с собой палатку, но только одну ночь провели в ней и дико замёрзли. 

После Мозамбика мы отдыхали в Свазиленде, в горах, жили в хижине без электричества. Просыпаешься — а под тобой 1500 метров.

Свазиленд — это маленькая страна размером с Калининградскую область, вся в холмах и горах. Чудесные виды, чистый воздух, очень симпатичные люди. И цены невысокие. 

Свазиленд Из личного архива героя публикации

— Вообще каков порядок цен в Южной Африке?

— Вся Южная Африка дорогая. Например, комната в лодже в Ботсване, не самая лучшая, — 50 долларов за ночь, это даже дороже, чем в Калининграде. Какой сорт туристов туда ездит? Американцы, англичане, канадцы, австралийцы — люди в возрасте за 50 лет, которым по карману вертолёт нанять. Из Центральной и Восточной Европы приезжих мало. Хотя, например, в Виктории-Фолс мы видели табличку, и на границе Намибии с Ботсваной, где подписывались и русские, и поляки. 

В Зимбабве в обиходе американские доллары. Мы побывали на водопадах Виктория, они просто бесподобны — наверное, самые большие в мире. Местные называют их Гремучим дымом. Когда приезжаешь в городок Виктория-Фолс в двух километрах от водопада, слышно его шум, водяное облако поднимается на 400 метров. 

— Как вы питались?

— В супермаркетах можно купить что-то на обед, выходило где-то 300 рублей на двоих. Основное меню — курица, рис, картофель фри. Страны, в которых мы побывали, — бывшие колонии, они не смогли выработать свои кухни и всё переняли у колонизаторов. В Мозамбике нас приятно удивило, что сильны акценты португальской кухни. Сыры, кофе, паштел-де-ната — это печеньки такие вот, в "Кенигсбекере" называется "Португальская корзинка". 

— Ты хотел увидеть животных. Осуществились эти планы?

— Я не увидел львов.

— Куда они подевались?

— У местных гидов в Ботсване особая политика, мы потом поняли. Они делают экскурсии рано утром, на рассвете. А активность животных наступает на закате. Гиды так поступают из соображений безопасности. С границы Намибии в Ботсвану мы ехали около 80 километров через заповедник. Вёз нас таксист-частник. И мы за этот промежуток увидели гораздо больше животных, чем на платных поездках, организованных от гостиницы. Например, слонов. Таксист остановился, я спросил, можно ли выйти, он в ответ: ни в коем случае, это очень опасно. И буйволы африканские опасны, если посчитают, что ты нарушил их территорию. Поэтому дорога эта в 19 часов закрывается для движения. 

— Были случаи, когда животные нападали на людей?

— Я уже знаю с предыдущих поездок, что самые опасные — бегемоты. Про львов говорили, что таких случаев не было, хотя в этом маленьком городке они нередко бродят ночью по улицам. Заповедник не имеет ограждений.

Из личного архива героя публикации

— Браконьеров там победили?

— Там насчёт этого всё чётко. Мы видели там отряды ботсванской армии, у них внедорожники и очень хорошее оборудование. Они патрулируют заповедники, но там есть огромные безлюдные территории. Я думаю, что если браконьеры и есть, то далеко-далеко от населённых пунктов.

Ботсвана — небедная страна, достаточно развитая. Мы ночным поездом ехали — чистейшие вагоны, и в то же время разваливающаяся станция, вот такие противоречия, и вся Африка такая.

— А что о людях можешь сказать? 

— В целом симпатичные. И вопреки стереотипам, в Африке достаточно безопасно. Единственный инцидент был в Мозамбике, в Мапуту, в час дня. К нам подъехал джип с полицейскими, которые сняли свои бейджики, и с нас, как в девяностых годах, требовали взятку за то, что у нас нет какой-то бумажки. У нас забрали паспорта, обыскали, посадили в машину, где "Калашников" на полу лежал. Мы говорим: ребята, давайте поедем в полицейский участок и там будем разбираться. Нас везли и психологически давили: платите сейчас, потому что там будет дороже. Может быть, французы или швейцарцы повелись бы, но никак не славяне, и в итоге они нас привезли в порт, куда мы шли, отдали паспорта и пожелали хорошего пути. 

— Что посмотреть — это всё нагуглить, что называется, или нужно как-то общаться, например, на форуме Винского? 

— Я очень просто поступал: набивал "что посмотреть в Ботсване" и изучал. Можно найти всё вплоть до цен, маршрутов, советов тех, кто ездил.

— Расскажи про мыс Доброй Надежды. Есть ощущение, что это край света?

— Конечно. Место очень живописное, метров 300 над поверхностью океана, скалы с обрывами, внизу пляж, волны гигантские, пятиметровые. Я привёз домой кусок мыса Доброй Надежды весом три с половиной килограмма, это просто песчаник. 

Отчасти есть впечатление, что это конец Африки, а там дальше уже пингвины, Антарктида. Вокруг национальный парк, мы там видели страусов, антилоп, бабуина, который очень агрессивно требует бутерброды. 

На мыс Доброй Надежды из Кейптауна ездит автобус, это стоит 500 рандов, три тысячи рублей, есть экскурсия на целый день на двухэтажном автобусе. Мыс находится в 70–80 км от города.

мыс Доброй Надежды Из личного архива героя публикации

— На самом мысе есть гостиницы?

— Нет. Там есть тротуары, магазинчики сувениров, маяк стоит, крест Васко да Гама. Можно провести целый день, взяв напрокат машину в Кейптауне. 

— Сколько стоит аренда машин в Африке?

— Столько же, сколько и в Европе. Мы нашли прокат, где не требовали кредитных карт, взяли залог 300 долларов, который вернули после сдачи машины. Цена за сутки — 400 рандов, 2000 рублей. Мы не решились брать в прокат машину по одной причине — движение там левостороннее.

Бензин в Африке дорогой, выше доллара за литр. Заправок много, но не везде есть дороги. Ботсвана, например, огромная страна, где все города расположены вдоль восточной границы, дальше, на запад, дикость, саванна.

— Но поехать туда реально?

— Более чем. Я очень часто встречаю людей, которые говорят: как здорово, я бы тоже мечтал. Ничего сложного, просто надо купить билеты и поехать. Только не надо ехать одному и желательно, чтобы кто-нибудь знал английский язык.

— Для нас ЮАР тоже без виз?

— Для россиян год назад отменили визы. Во многих странах визу можно купить на границе.

— Ты рассказывал, что вы умудрились найти в ЮАР калининградцев.

— Сын моего товарища туда уехал по студенческой программе, год там живёт, работает в ресторане. Мы с ним встречались, он в восторге от страны. Мы встретили девушку родом из Смоленска, она живёт там давно, замужем за англичанином. Они нас покатали по городу.