11:48

Калининградцы жалуются на навязывание платных услуг в Польском визовом центре

  1. Новости
Калининградцы жалуются на навязывание платных услуг в Польском визовом центре - Новости Калининграда | Александр Подгорчук / Архив "Клопс"
Александр Подгорчук / Архив "Клопс"

В договоры, которые Польский визовый центр заключает с клиентами, стали без ведома граждан включать платные услуги. С такой жалобой в редакцию "Клопс" обратились сразу несколько калининградцев и представителей турфирм, которые ежедневно оформляют документы на визы.

"Раньше часто заказывала СМС-оповещение о готовности документов, — рассказывает калининградка Екатерина. — Стоило это 80 рублей, но сейчас уже 150 рублей. Неприятно, конечно. Но удивило другое: деньги взяли не только за меня, но и за моих детей. 750 рублей за пять человек, и об этом я узнала только при оплате квитанции. В итоге все пять сообщений пришли на мой телефон. Раньше было одно СМС на всю семью".

Немало жителей региона жалуется, что им в принудительном порядке оформляют доставку документов курьером. По словам горожан, предлагая эту услугу, им сулили безграничный въезд в соседние страны.

"Мне по работе часто приходится ездить в Польшу. Пришла в визовый центр — сотрудница прямо сказала: заказывайте услугу доставки. Я поначалу отказалась: живу совсем рядом, зачем это нужно? А она говорит: нет, заказывайте доставку, вам это будет плюсом в открытии мультивизы. Меня это очень удивило, но услугу заказала — не хочется лишних проблем. Потом сестра тоже пришла в центр — ей тоже навязали доставку. Сразу включили в стоимость. Она интересовалась: почему вышло дороже, чем обычно? И зачем, когда человек даже не согласился на эту услугу? Они говорят: ну, мы вам уже оформили. Просто бред какой-то", — сокрушается горожанка Мария.

Клиенты центра отмечают, что за последний месяц сотрудники стали намного чаще находить ошибки в анкетах и предлагать за определённую плату переоформить документ. При этом, по мнению некоторых калининградцев, некоторые претензии доходят до абсурда. "В одном окне требуют писать "Kaliningradskaya" с окончанием "ia". Всю жизнь было "ya", но тут внезапно решили поменять. И тут же говорят: платите 300 рублей, и мы вам сами всё оформим. Знакомые рассказывают — придираются даже к точкам и запятым. Прямо воспаление грамотности какое-то", — возмущается Евгений. 

Сильнее всего пострадали от такого сервиса турагентства, которые специализируются на оформлении анкет на визы. Турфирмам приходится компенсировать затраты клиентам, если сотрудники визового центра принуждают воспользоваться платными услугами.

"Началось всё 20 июня. Многие заявители не хотят разбираться и соглашаются на услуги центра. Потом приходят к нам за компенсацией. Случаи ошибок в тексте анкеты были и раньше, но очень-очень редко. Клиент приходил, и мы оперативно исправляли неточности. Но сейчас сотрудники центра просто перечёркивают анкету и говорят: 300 рублей — оформляем документ заново, и скажите нам за это спасибо. Получается, что агентство плохое, а они хорошие. Напуганный турист соглашается, а мы терпим убытки. За два месяца вернули около двух тысяч рублей", — рассказывает директор зеленоградского турагентства Галина Пятницкая.

По словам бывшей сотрудницы визового центра, навязывание дополнительного сервиса входит в обязанности работников. Задача персонала — выполнить норматив по дополнительным услугам.

"Как только поменялось руководство визового центра, я сразу ушла. С тех пор штат обновился на 90%, старых сотрудников там почти нет, — рассказывает бывшая сотрудница визового центра Наталья (имя изменено). — Новенькие придумывают разные поводы, как заработать на клиентах. У них стоит план. Теперь они заставляют и страховки приобретать, и фотографироваться за 300 рублей. Делается это так: выдают договор клиенту, он вписывает свои данные, ставит подпись, возвращает документ. А сотрудник вписывает в свободные графы дополнительные услуги. Потом выбивается чек, и клиент идёт на кассу. В общей сумме с меняющимся курсом евро человек ничего не поймёт. Были скандалы, но большинство клиентов платит".

Юристы рекомендуют направить заявление руководству визового центра и правоохранительным органам.

"Закон о защите прав потребителей запрещает навязывание услуг. Гражданину должен выдаваться на руки экземпляр договора с услугами, которые он сам заказал и оплатил. Если в документ потом что-то выписывается — это уже предмет разбирательства, нужно писать жалобу в Роспотребнадзор. Если сотрудники центра принуждают клиентов оплатить то, чего они не хотят, надо предъявлять письменные претензии руководству учреждения. Желательно разобраться сразу, до оплаты. Также клиент может потребовать поставить прочерк в свободных графах, чтобы в него не вписали дополнительные услуги", — утверждает адвокат Дмитрий Матяж.

Руководство визового центра оказалось недоступно для комментариев, отправлен информационный запрос. Также жалобы калининградцев пообещали прокомментировать в региональном управлении Роспотребнадзора.

Согласно закону о защите прав потребителей, продавец не вправе без согласия клиента выполнять дополнительные услуги за плату. Покупатель может отказаться от оплаты такого сервиса, а если деньги уже внесены — потребовать вернуть их. Сделать это сложнее, если заявитель уже подписал договор с сотрудником визового центра. Но в КоАП РФ есть статья "Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя" , наказание за данное нарушение — штраф до 20 тысяч рублей.