Финские учёные объяснили расширение мёртвых зон в Балтийском море

Архив "Клопс"

Финские учёные нашли объяснение стремительному разрастанию безжизненных участков Балтийского моря. Статью с результатами исследования опубликовал журнал Biogeosciences.

Авторы работы проанализировали образцы со дна части Балтийского моря между Ботническим и Финским заливами и пришли к выводу, что рост мёртвых зон ускорила деятельность человека. В частности, причина в увеличении количества бытовых, промышленных и сельскохозяйственных отходов, попадающих в морскую воду.

В сточных водах содержится большое количество азота и фосфора, которые способствуют размножению водорослей. Отмершие водоросли опускаются на дно, где их перерабатывают микроорганизмы. Бактерии активно расходуют кислород, и на тех участках, где вода цветёт особенно обильно, море постепенно "задыхается". Животные, включая моллюсков и кольчатых червей, эти зоны покидают. Такие нарушения влияют и на обитателей соседних участков моря, расшатывая экосистемы.

По мнению учёных, этот процесс можно замедлить, лишь снизив объём загрязняющих стоков. Однако на восстановление некоторых морских участков могут уйти десятилетия.

На сегодняшний день суммарная площадь зон, в которых практически нет живых организмов, в Балтийском море достигает 70 тысяч кв. км. Это одна из самых больших областей кислородного минимума в мире, сообщают финские учёные.

Ранее польские экологи предупредили о назревающей катастрофе из-за танкера на дне Гданьского залива. Судно с миллионом литров нефтепродуктов на борту затонуло 70 лет назад.