09.06.2018
18:43
Автор: Александр Адерихин

В Калининградской области возник дефицит цемента

Архив "Клопс"
Архив "Клопс"

В Калининградской области исчез цемент. Строители говорят о снижении темпов работ, производители — о повышении цены на продукцию, для изготовления которой используется цемент. "Клопс" разбирался в причинах кризиса.

В Калининградской области нет предприятий, производящих цемент, он весь привозной. Калининградские предприятия закупают его в основном у российской компании "Евроцемент груп". Но вот уже три недели продукция "Евроцемента" в область не поступает.

По словам владельца одной из строительных фирм, сегодняшние проблемы были заложены в экономику Калининградской области два года назад, когда ввели обязательную сертификацию импортного цемента. Сертификация, соблюдение которой жёстко контролируется несколькими российскими госструктурами, стала надёжным заслоном на пути шведского, польского и литовского цемента.

В некоторых российских регионах есть предприятия по производству стройматериала, Калининград этим похвастаться не может. По словам местных предпринимателей, "Евроцемент групп" фактически является монополистом на местном рынке.

"Они в течение двух лет повышали цены, на 50% уже выросли. Тонна стоит 5400 рублей. Недавно прислали письмо, что с 20 июня подорожает ещё на 300 рублей. Монополист выкручивает руки, прекрасно понимая, что даже при стоимости десять тысяч за тонну мы будем его покупать", — прокомментировал собеседник.

Владелец компании "Томас Бетон" Игорь Плешков рассказал "Клопс", что, помимо фактической монополизации местного рынка, свою лепту в кризис внесли и проблемы логистики. "Сегодня вагону, везущему цемент в Калининград и обратно, приходится преодолевать примерно 2400 километров в оба конца, в пути он находится долго, а поставщику гораздо интересней работать на коротком плече. Вагонов не хватает", — считает Плешков. В результате "цементного кризиса" его предприятие работает на десять процентов своих возможностей.

По мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгия Дыханова, проблемы с доставкой действительно есть. "Литва предъявила требования к техническому состоянию вагонов, в которых везли цемент. Они старые, Литва не пропустила их. Что-то доставляют паромом из Санкт-Петербурга, но цемент тут же разбирают, потому что это 20–25 процентов от потребности области. Есть определённый монополизм, но дело не в этом, всегда есть альтернатива. А вот доставить сюда цемент вдруг стало невозможным", — считает омбудсмен.

В областном министерстве строительства и ЖКХ "Клопс" рассказали, что цемент в Калининградскую область поставляли две белорусские компании и российская "Евроцемент груп". Белорусы в разгаре строительного сезона переориентировались на внутренний рынок. "По информации "Евроцемент групп", в связи с работами на ж/д-линии на территории Литвы и сложностями с "обратными" вагонами около 190 вагонов навального цемента и более 70 вагонов тарированного задерживаются на срок около десяти дней. Также примерно на семь дней задерживается доставка паромом", — говорится в сообщении минстроя.

"Клопс" обратился за комментариями к руководству компании "Евроцемент груп", но к вечеру субботы, 9 июня, они не поступили.

В прошлом году было заявлено, что цемент для нужд Калининградской области будет производить новый завод компании "Евроцемент груп", который планируется построить в рамках развития промышленности региона. Главная задача проекта — уменьшить зависимость Калининградской области от поставок стройматериала извне.