В преддверии Дня защиты детей журналист Александр Адерихин изучил документы Государственного архива Калининградской области.
Я долго не мог придумать, с чего начать эту статью. Минут тридцать, уставившись в раздражающе белый лист на экране редакционного компа, я пытался прогнать мысль: любая война — это война взрослых против детей. Любая. Маленькая, победоносная, освободительная, великая, позорная, коммунистов и нацистов, Белой и Красной Розы, "ватников" и "укропов", роялистов и республиканцев... Если во время войны, придуманной взрослыми, пострадал хоть один ребёнок, ей нет оправдания. И только глупые взрослые думают, что война прекращается, когда они перестают друг в друга стрелять. Дети войны знают, что это не так.
"Нездоровый состав детей"
В 1946 году в Калининградский обком ВКП(б) из управления по гражданским делам поступила "Справка о состоянии ликвидации и предупреждения детской беспризорности". В ней сообщалось, что в различных детских домах, детприёмниках и детских колониях находился 5901 несовершеннолетний. Из них 5180 — немцы, 721 — русские. Определить точное количество беспризорников в послевоенной Калининградской области, как указано в документе, "не представляется возможным". Тут же приводится пример. На некий калининградский швейный комбинат приехали работать 250 воспитанников детприёмников из других областей Советского Союза. Руководство швейного комбината просто забыло их встретить. В результате приехавшие воспитанники "разбежались прямо с вокзала". Они выбрали свободу. Их можно понять: условия в послевоенных детских приёмниках были далеки от идеала.
Вот как это описывают в бумагах, датированных 1947 годом, речь идёт о нескольких детдомах Калининградской области: "Установлено, что дети не организованы, крайне неряшливо выглядят внешне, разуты и полураздеты и очень плохо воспитываются...".
"Директор детского дома, по словам бухгалтера детского дома, занимается присвоением средств...", "В Советском сельском детском доме очень плохо организована воспитательная работа с детьми. Дети не дисциплинированы. Из 49 воспитанников-учащихся переведено в следующие классы всего лишь 29 человек. В этом детском доме имелись случаи применения антипедагогических мер воздействия на воспитанников со стороны отдельных работников (лишение детей питания, карцер)...", "В детском доме №15 г. Калининграда находится 30 детей, ослабленных и с остаточными явлениями рахита. Несмотря на такой нездоровый состав детей, детский дом очень плохо снабжается продуктами питания".
Ну и наконец, последнее тревожное сообщение в этом документе: "На низком идейно-политическом уровне ведётся учебно-воспитательная работа в Славском детском доме. При обследовании в спальне старших мальчиков обнаружен полностью испорченный портрет тов. Сталина".
На жестокость взрослых дети войны отвечали своей, совсем не детской жестокостью. Первые советские переселенцы вспоминают о происшествии на рынке, он в те годы располагался на улице Бассейной. Неустановленные малолетние преступники сбросили с третьего этажа расположенной рядом "развалки" бочку с кирпичной пылью. Получился "взрыв", который вызвал панику. Тем временем малолетки резали сумки и отбирали товары. В давке погибло девять человек, среди них — беременная женщина.
"Нерусские" школы и обвалившаяся штукатурка
Тем, кому повезло пережить войну вместе с родителями или их нашли после войны родные или близкие, тоже было несладко. 15 августа 1947 года в одной из школ города был составлен список школьного инвентаря:
— классные доски — две штуки;
— тетради — 580 штук;
— блокнот для рисования — одна штука;
— карандаши — 40 штук;
— ручки — восемь штук;
— коробка красок;
— флакон туши.
Всё это имущество принадлежало одной из калининградских нерусских школ, в официальных документах их так и называли — "нерусские". В них должны были обучаться по специальной программе 500 немецких детей, проживающих в этом районе.
Возможно, что русские школы снабжалась лучше, чем нерусские. В фондах Государственного архива Калининградской области хранится жалоба директора одной из русских школ Калининграда на руководителя завода, который должен был обеспечить школу всем необходимым. Жалоба является прекрасным образчиком принятого тогда казённо-бюрократического языка. Цитируя её, я постарался сохранить орфографию документа, под которым стоят имена двух инспекторов городского отдела народного образования:
"Школьное здание отремонтировано не полностью, и не качественно. После дождя 23 сентября повалилась с потолков штукатурка, в двух комнатах потолки образовали вогнутость, что является опасным для жизни и для отремонтированных комнат. Школа не имеет для отопительной системы котлов. Директор завода т. Семёнов (имя изменено — прим. ред.) самоустранился от завершения ремонта... Тов. Семёнов не хочет договориться с Начальником (в документе "Начальник" написано с большой буквы — прим. авт.) лагерей военно-пленных, которые бы завершили весь ремонт к 1 октября. От товарища Семёнова слышны одни обещания, но отнюдь не действия направленные на выполнение решений Партии и Правительства.
Директор не смог обеспечить ни партами, ни столами, ни досками, ни стульями, что отражается на качестве обучения и воспитания детей.
Не организована стенная газета, не оформлен корридор и пионерская комната. Среди учащихся царит анти санитария /грязные руки, большие волосы, худая верхняя одежда на что учителя мало обращают внимания.
Все недостатки указанные в акте были поставлены на педагогическом совете, который признал свои ошибки и вынес решения об устранении их..."
Неграмотные учителя
Среди первых калининградских учителей было много неграмотных. Об этом тоже говорят партийные документы. В одном из них говорится о некой учительнице Артёмовой (фамилия изменена). Она преподавала в четвёртом классе. Во время урока, на котором присутствовали проверяющие из гороно, ученик спросил Артёмову, что такое процент. Она не смогла объяснить.
Низкое качество преподавания руководство первых калининградских школ часто прятало за отличными статистическими показателями. В одном из архивных документов, акте проверки нескольких калининградских школ, говорится: "Не изжита пока ещё недобросовестная оценка знаний. Кое-кто пытается свою недобросовестную работу прикрыть высокими баллами учеников. Надо указывать таким учителям, что наше государство не может терпеть обмана и надувательства...".
В качестве примера приводится учительница Астахова (фамилия изменена), "которая выставляет "отлично" и "хорошо" ученикам четвёртого класса, не умеющим читать и писать, вместо того чтобы научить детей грамоте...".
Неграмотность в послевоенном Советском Союзе не была прерогативой только школьных учителей. Война сожрала столько людей, что даже в такой густонаселённой стране, как наша, людей не хватало везде, а грамотных — особенно. Неграмотные, пишущие с ошибками и не имеющие юридического образования судьи, учителя, не знающие, что такое процент, директора пивзаводов, имеющие два класса образования, и тому подобное встречалось довольно часто.
Фашистская щука Крылова
Но профессиональная неграмотность была не самым страшным недостатком калининградских учителей. С точки зрения властей, более серьёзным "отрицательным явлением" была политическая неграмотность. Иногда профессиональная и политическая учительская неграмотность сливались воедино.
"Учительница Дорова (фамилия изменена — прим. ред.) на уроке заявила, что Польша — капиталистическое государство, ведёт антисоветскую политику...". Напомню, документ датирован 1947 годом, когда соседняя Польша уже была социалистической.
Политические ошибки учителей добросовестно отражались проверяющими в документах, ныне хранящихся в Государственном архиве Калининградской области. Некоторые цитаты будут интересны современным педагогам. Вот одна из них: "Учительница Макарова (фамилия изменена — прим. ред.) на уроке литературного чтения в пятом классе, изучая басню А.И. Крылова "Волк на псарне", не дала необходимого пояснения о политической основе данной басни. В то же время на уроке, посвящённом басне "Щука и кот", была проведена неудачная параллель между щукой и фашистской Германией, которая, оказывается, тоже взялась не за своё дело, поэтому её и разбил Советский Союз...".
В этом же документе критикуется другая учительница, начавшая свой урок с рассказа о русской литературе XIX–XX веков, а не с рассказа ученикам о постановлении ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград", "кино — фильме" (так в документе) "Большая жизнь" и репертуаре драматических театров. Это постановление ЦК партии стало вехой в борьбе с безродными космополитами, поклоняющимися перед западной культурой и образом жизни. Кстати, тема урока звучала так: "Русская литература XIX–XX веков".
Знамя строителей коммунизма
В послевоенном Советском Союзе у взрослых не хватало для детей еды, одежды, постельного белья, мыла, учебников, игрушек... Не хватало всего. За исключением марксистско-ленинских идей. Этого у взрослых было в избытке. И они щедро делились этим с детьми. Дети, как губка, впитывали в себя и лексику, и идеологию.
В одном из архивных документов — августовском отчёте калининградских учителей о своей готовности к новому учебному, 1950, году — приводятся в качестве положительного примера несколько выдержек из политически правильных школьных сочинений.
"Широту творчества Пушкина тов. Сталин противопоставил гитлеровской культуре с её расистской теорией, которая основной задачей ставила завоевание мирового господства и уничтожения всех культур и наций. Товарищ Сталин говорил в 1941 году: "И эти люди, лишённые чести и совести, люди с моралью животных, имеют наглость призывать к уничтожению великой русской нации, нации Плеханова и Ленина...
Нас, будущих строителей коммунизма, борцов за Свет и Счастье народа, воодушевляет Пушкин, вместе с Пушкиным мы повторяем: “Да здравствует солнце, да скроется тьма!”" — писал в своём сочинении ученик восьмого класса калининградской школы №7. Тема сочинения — "Великий русский поэт Пушкин".
В школьных сочинениях тех лет считалось хорошим тоном не только хвалить, но и ругать. Например, всё тех же безродных космополитов.
"Призванные критики-космополиты из кожи вон лезут в стремлении приуменьшить значение и ценность литературного наследства Маяковского. Они на все лады кричали о его "индивидуализме", о трудности восприятия его стихов. Они ставили поэту в вину его патриотизм, острую политическую направленность его творчества, непримиримость к врагам Родины и народа. Сама жизнь отвергла все эти выдумки. Поэт и сейчас является грозой для новых поджигателей войны, он живёт в сердцах миролюбивых народов, участвует в той борьбе, которую ведёт сегодня Советский Союз...". Тема этого сочинения, написанного ученицей десятого класса в 1950 году, — "Социалистический реализм в творчестве Маяковского".
Взрослые всегда учили и будут учить думать правильно. В том числе и идеологически. Потому что солдаты когда-то тоже были детьми. И задавали взрослым смешные детские вопросы. Например, почему во время войны люди так много убивают друг друга. Конечно же, у взрослых всегда есть ответ на этот вопрос.
С Днём защиты детей вас, товарищи взрослые.