09:21

Карцер в детдоме, товарищ Пушкин и один блокнот на весь класс: как жили после войны калининградские школьники

  1. Новости
1947 год. Группа учениц калининградской женской школы №4 с учителями / Фото: Государственный архив Калининградской области (с).

В преддверии Дня защиты детей журналист Александр Адерихин изучил документы Государственного архива Калининградской области.

Я долго не мог придумать, с чего начать эту статью. Минут тридцать, уставившись в раздражающе белый лист на экране редакционного компа, я пытался прогнать мысль: любая война — это война взрослых против детей. Любая. Маленькая, победоносная, освободительная, великая, позорная, коммунистов и нацистов, Белой и Красной Розы, "ватников" и "укропов", роялистов и республиканцев... Если во время войны, придуманной взрослыми, пострадал хоть один ребёнок, ей нет оправдания. И только глупые взрослые думают, что война прекращается, когда они перестают друг в друга стрелять. Дети войны знают, что это не так.

"Нездоровый состав детей"

В 1946 году в Калининградский обком ВКП(б) из управления по гражданским делам поступила "Справка о состоянии ликвидации и предупреждения детской беспризорности". В ней сообщалось, что в различных детских домах, детприёмниках и детских колониях находился 5901 несовершеннолетний. Из них 5180 — немцы, 721 — русские. Определить точное количество беспризорников в послевоенной Калининградской области, как указано в документе, "не представляется возможным". Тут же приводится пример. На некий калининградский швейный комбинат приехали работать 250 воспитанников детприёмников из других областей Советского Союза. Руководство швейного комбината просто забыло их встретить. В результате приехавшие воспитанники "разбежались прямо с вокзала". Они выбрали свободу. Их можно понять: условия в послевоенных детских приёмниках были далеки от идеала.

Вот как это описывают в бумагах, датированных 1947 годом, речь идёт о нескольких детдомах Калининградской области: "Установлено, что дети не организованы, крайне неряшливо выглядят внешне, разуты и полураздеты и очень плохо воспитываются...".

В сельском детском саду. 50-ые годы. / Фото: Государственный архив Калининградской области (с).

"Директор детского дома, по словам бухгалтера детского дома, занимается присвоением средств...", "В Советском сельском детском доме очень плохо организована воспитательная работа с детьми. Дети не дисциплинированы. Из 49 воспитанников-учащихся переведено в следующие классы всего лишь 29 человек. В этом детском доме имелись случаи применения антипедагогических мер воздействия на воспитанников со стороны отдельных работников (лишение детей питания, карцер)...", "В детском доме №15 г. Калининграда находится 30 детей, ослабленных и с остаточными явлениями рахита. Несмотря на такой нездоровый состав детей, детский дом очень плохо снабжается продуктами питания".

1946 год. Десятиклассницы калининградской женской школы №4 во главе с классным руководителем Н.А. Ивановой / Фото: Государственный архив Калининградской области (с).

Ну и наконец, последнее тревожное сообщение в этом документе: "На низком идейно-политическом уровне ведётся учебно-воспитательная работа в Славском детском доме. При обследовании в спальне старших мальчиков обнаружен полностью испорченный портрет тов. Сталина". 

На жестокость взрослых дети войны отвечали своей, совсем не детской жестокостью. Первые советские переселенцы вспоминают о происшествии на рынке, он в те годы располагался на улице Бассейной. Неустановленные малолетние преступники сбросили с третьего этажа расположенной рядом "развалки" бочку с кирпичной пылью. Получился "взрыв", который вызвал панику. Тем временем малолетки резали сумки и отбирали товары. В давке погибло девять человек, среди них — беременная женщина. 

"Нерусские" школы и обвалившаяся штукатурка

Тем, кому повезло пережить войну вместе с родителями или их нашли после войны родные или близкие, тоже было несладко. 15 августа 1947 года в одной из школ города был составлен список школьного инвентаря:

— классные доски — две штуки;

— тетради — 580 штук;

— блокнот для рисования — одна штука;

— карандаши — 40 штук;

— ручки — восемь штук;

— коробка красок;

— флакон туши.

Всё это имущество принадлежало одной из калининградских нерусских школ, в официальных документах их так и называли — "нерусские". В них должны были обучаться по специальной программе 500 немецких детей, проживающих в этом районе.

1 сентября 1957 года. Школьная линейка в школе №28 / Фото: Государственный архив Калининградской области (с).

Возможно, что русские школы снабжалась лучше, чем нерусские. В фондах Государственного архива Калининградской области хранится жалоба директора одной из русских школ Калининграда на руководителя завода, который должен был обеспечить школу всем необходимым. Жалоба является прекрасным образчиком принятого тогда казённо-бюрократического языка. Цитируя её, я постарался сохранить орфографию документа, под которым стоят имена двух инспекторов городского отдела народного образования: 

"Школьное здание отремонтировано не полностью, и не качественно. После дождя 23 сентября повалилась с потолков штукатурка, в двух комнатах потолки образовали вогнутость, что является опасным для жизни и для отремонтированных комнат. Школа не имеет для отопительной системы котлов. Директор завода т. Семёнов (имя изменено — прим. ред.) самоустранился от завершения ремонта... Тов. Семёнов не хочет договориться с Начальником (в документе "Начальник" написано с большой буквы — прим. авт.) лагерей военно-пленных, которые бы завершили весь ремонт к 1 октября. От товарища Семёнова слышны одни обещания, но отнюдь не действия направленные на выполнение решений Партии и Правительства.

Директор не смог обеспечить ни партами, ни столами, ни досками, ни стульями, что отражается на качестве обучения и воспитания детей.

Пятидесятые годы прошлого века. На пришкольном участке / Фото: Государственный архив Калининградской области (с).

Не организована стенная газета, не оформлен корридор и пионерская комната. Среди учащихся царит анти санитария /грязные руки, большие волосы, худая верхняя одежда на что учителя мало обращают внимания.

Все недостатки указанные в акте были поставлены на педагогическом совете, который признал свои ошибки и вынес решения об устранении их..."

Неграмотные учителя

Среди первых калининградских учителей было много неграмотных. Об этом тоже говорят партийные документы. В одном из них говорится о некой учительнице Артёмовой (фамилия изменена). Она преподавала в четвёртом классе. Во время урока, на котором присутствовали проверяющие из гороно, ученик спросил Артёмову, что такое процент. Она не смогла объяснить.

1959 год. Урок физики в школе города Советска / Фото: Государственный архив Калининградской области (с).

Низкое качество преподавания руководство первых калининградских школ часто прятало за отличными статистическими показателями. В одном из архивных документов, акте проверки нескольких калининградских школ, говорится: "Не изжита пока ещё недобросовестная оценка знаний. Кое-кто пытается свою недобросовестную работу прикрыть высокими баллами учеников. Надо указывать таким учителям, что наше государство не может терпеть обмана и надувательства...".

В качестве примера приводится учительница Астахова (фамилия изменена), "которая выставляет "отлично" и "хорошо" ученикам четвёртого класса, не умеющим читать и писать, вместо того чтобы научить детей грамоте...".

1967 год. Дети отдыхают на площадке детского сада совхоза "Береговой" Ладушкинского (сегодня — Багратионовского) района / Фото: Государственный архив Калининградской области (с).
1967 год. Дети отдыхают на площадке детского сада совхоза "Береговой" Ладушкинского (сегодня — Багратионовского) района / Фото: Государственный архив Калининградской области (с).

Неграмотность в послевоенном Советском Союзе не была прерогативой только школьных учителей. Война сожрала столько людей, что даже в такой густонаселённой стране, как наша, людей не хватало везде, а грамотных — особенно. Неграмотные, пишущие с ошибками и не имеющие юридического образования судьи, учителя, не знающие, что такое процент, директора пивзаводов, имеющие два класса образования, и тому подобное встречалось довольно часто.

Фашистская щука Крылова

Но профессиональная неграмотность была не самым страшным недостатком калининградских учителей. С точки зрения властей, более серьёзным "отрицательным явлением" была политическая неграмотность. Иногда профессиональная и политическая учительская неграмотность сливались воедино.

"Учительница Дорова (фамилия изменена — прим. ред.) на уроке заявила, что Польша — капиталистическое государство, ведёт антисоветскую политику...". Напомню, документ датирован 1947 годом, когда соседняя Польша уже была социалистической.

Политические ошибки учителей добросовестно отражались проверяющими в документах, ныне хранящихся в Государственном архиве Калининградской области. Некоторые цитаты будут интересны современным педагогам. Вот одна из них: "Учительница Макарова (фамилия изменена — прим. ред.) на уроке литературного чтения в пятом классе, изучая басню А.И. Крылова "Волк на псарне", не дала необходимого пояснения о политической основе данной басни. В то же время на уроке, посвящённом басне "Щука и кот", была проведена неудачная параллель между щукой и фашистской Германией, которая, оказывается, тоже взялась не за своё дело, поэтому её и разбил Советский Союз...".

В этом же документе критикуется другая учительница, начавшая свой урок с рассказа о русской литературе XIX–XX веков, а не с рассказа ученикам о постановлении ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград", "кино — фильме" (так в документе) "Большая жизнь" и репертуаре драматических театров. Это постановление ЦК партии стало вехой в борьбе с безродными космополитами, поклоняющимися перед западной культурой и образом жизни. Кстати, тема урока звучала так: "Русская литература XIX–XX веков".

Знамя строителей коммунизма

В послевоенном Советском Союзе у взрослых не хватало для детей еды, одежды, постельного белья, мыла, учебников, игрушек... Не хватало всего. За исключением марксистско-ленинских идей. Этого у взрослых было в избытке. И они щедро делились этим с детьми. Дети, как губка, впитывали в себя и лексику, и идеологию.

1952 год. Школьники рыбколхоза "За Родину" / Фото: Государственный архив Калининградской области (с).

В одном из архивных документов — августовском отчёте калининградских учителей о своей готовности к новому учебному, 1950, году — приводятся в качестве положительного примера несколько выдержек из политически правильных школьных сочинений.

"Широту творчества Пушкина тов. Сталин противопоставил гитлеровской культуре с её расистской теорией, которая основной задачей ставила завоевание мирового господства и уничтожения всех культур и наций. Товарищ Сталин говорил в 1941 году: "И эти люди, лишённые чести и совести, люди с моралью животных, имеют наглость призывать к уничтожению великой русской нации, нации Плеханова и Ленина...

Нас, будущих строителей коммунизма, борцов за Свет и Счастье народа, воодушевляет Пушкин, вместе с Пушкиным мы повторяем: “Да здравствует солнце, да скроется тьма!”" — писал в своём сочинении ученик восьмого класса калининградской школы №7. Тема сочинения — "Великий русский поэт Пушкин". 

В школьных сочинениях тех лет считалось хорошим тоном не только хвалить, но и ругать. Например, всё тех же безродных космополитов.

Фото: Государственный архив Калининградской области (с).

"Призванные критики-космополиты из кожи вон лезут в стремлении приуменьшить значение и ценность литературного наследства Маяковского. Они на все лады кричали о его "индивидуализме", о трудности восприятия его стихов. Они ставили поэту в вину его патриотизм, острую политическую направленность его творчества, непримиримость к врагам Родины и народа. Сама жизнь отвергла все эти выдумки. Поэт и сейчас является грозой для новых поджигателей войны, он живёт в сердцах миролюбивых народов, участвует в той борьбе, которую ведёт сегодня Советский Союз...". Тема этого сочинения, написанного ученицей десятого класса в 1950 году, — "Социалистический реализм в творчестве Маяковского".

Взрослые всегда учили и будут учить думать правильно. В том числе и идеологически. Потому что солдаты когда-то тоже были детьми. И задавали взрослым смешные детские вопросы. Например, почему во время войны люди так много убивают друг друга. Конечно же, у взрослых всегда есть ответ на этот вопрос. 

С Днём защиты детей вас, товарищи взрослые.