16:03

"Расплачиваться придётся всем": журналист Дамир Батыршин о закрытии торговых центров в Калининграде

  1. Новости
На фото Дамир Батыршин / Фото из личного архива.
Когда вчера работа трёх торговых центров и одного кинотеатра в Калининграде была приостановлена, а четвёртому выдали строгое предписание устранить нарушения, это, наверное, никого не удивило. Удивило, может, другое: почему только "Маяк", "Эпицентр" и "Запад 39" попали под раздачу? Неужели в других всё хорошо?

Неужели там широкие эвакуационные выходы, исправна пожарная сигнализация, система дымоудаления и другие функции? Вряд ли. Ведь не случайно вброшена информация, что претензии предъявлены десяти торговым центрам. И вот теперь гадайте, граждане: безопасны остальные торговые центры или нет?

Самое непонятное: почему контролирующие и надзирающие органы прозрели только сейчас? Разве все эти нарушения не были известны раньше? Что произошло, что начали всех поголовно шерстить, невзирая на титулы, богатство и депутатские мандаты?

Произошло Кемерово, где в таком же, как наши, торговом центре погибли десятки людей, в том числе дети. И теперь началась обычная для России кампанейщина.

Помните, когда рухнул купол аквапарка и похоронил под собой десятки людей, начали срочно обследовать все крыши. Сейчас громкое происшествие не связано с кровлей, поэтому случай в одном калининградском ТЦ, где упал потолок и по счастливому стечению обстоятельств никого не прибил, остался без внимания. И этот торговый центр пока ещё не закрыт.

Стоило где-нибудь произойти крупной аварии с участием маршрутки — и сразу начинали проверять все пассажирские микроавтобусы. Или случилась авиакатастрофа — и всё, нет проблемы важнее.

Почему нельзя каждодневно думать о безопасности и авиаполётов, и поездок на автобусе, и чтобы в аквапарках крыши не падали, и торговые центры не горели, чтобы было всё сразу, а не частями — непонятно.

Я когда проезжаю по недавно открытому Высокому мосту, всё время удивляюсь: тут новый асфальт положили или бывший в употреблении? По идее, конечно, новый. Но он выглядит так, будто по нему танковая дивизия ездила туда-сюда не один год. Как строители моста умудрились уложить такой поюзанный асфальт, непонятно. То, что горшки из строительного магазина использовали и вообще всё неаккуратно, это как раз ясно — делали тяп-ляп, чтобы побыстрее. Но как асфальт стал таким потёртым за такой короткий срок — этому ж, наверное, где-то учат?

Или взять новый путепровод на Московском проспекте. Тут вроде ещё нет верхнего слоя асфальта, но глядя на Высокий мост, усомнишься: а вдруг есть? Вдруг вот это покрытие на путепроводе — всё в буграх и рытвинах — окончательный вариант? Не верите? А зря. Посмотрите на улицу Дзержинского. Кто скажет, что её недавно капитально отремонтировали, пусть первый бросит в меня кусок асфальта. А её ведь отремонтировали, но ездить так же некомфортно, как и до ремонта.

При чём тут строительство мостов и дорог и торговые центры? Если в первом случае можно предположить, что дороги такие неказистые из-за слишком "эффективного" освоения казённых денег, то в случае с ТЦ все деньги частные, кто же будет воровать у самого себя? Да, у самих себя не воруют, но экономят так, что прокуроры находят потом облицовку стен из горючего материала, отсутствие пожарной сигнализации, неработающую систему пожаротушения и другое непотребство.

Дело не только в нещадном воровстве и нещадной экономии. Здесь совокупность факторов, главный из которых — низкий уровень инженерной культуры. В странах, где он высокий, никто не сможет сделать криво и косо — ни система контроля качества не позволит, ни совесть.

Ещё лет 25 назад польское означало низкопробное. Но сможете ли вы сейчас сказать это о польских товарах, об уровне развития инфраструктуры, о тех же торговых центрах, наконец? Там широкие проходы, множество пожарных выходов, которые не нужно искать — они на каждом шагу, их нельзя не заметить. У нас бы на их месте разместили ещё один павильон. В том же злосчастном "Эпицентре" невозможно было пройти по первому и второму этажам — всё заставлено витринами, настоящий лабиринт, который в случае экстренной ситуации становится смертельным.

Да что там Польша! Ещё лет десять назад китайское качество означало отвратительное, а сейчас только ленивый не заказывает товары из Китая. Китайцы умудрились повысить качество при сохранении низких цен — вот это и есть настоящее чудо.

А у нас чудо, что в том же "Маяке" никто не сгорел. Это ж надо было разместить книжный магазин в подвале, где нет второго выхода (может, и есть, но он скрыт от глаз). А потом там открыли торговые ряды — этакая "Воронья слободка".

Я не знаю, что будет дальше с закрытыми торговыми центрами. Получится ли их перестроить или же легче снести. Но что рано или поздно проблему пришлось бы решать — по-хорошему или по-плохому — факт, от которого невозможно отмахнуться. Лучше по-хорошему, разумеется, а не под давлением отягчающих обстоятельств.
Расплачиваться придётся всем. Владельцам ТЦ придётся нести дополнительные расходы. Потребителям, конкретно мне, испытывать неудобства из-за отсутствия магазина у дома — я в "Маяк" ходил за продуктами.

Хорошо, если бы и чиновники, разрешившие строительство кривых торговых центров и годами закрывавшие глаза на беспорядок, тоже чем-нибудь заплатили — должностью с дисквалификацией или штрафом. И радовались бы, что не стали виновниками гибели десятков людей.