14:19

Тайна Татьяны: калининградец расследует гибель подруги, в которую был влюблён 33 года назад

  1. Новости
Фото из личного архива семьи.
От автора. Я понимаю, что кому-то это покажется странным, и таких людей будет не так уж и мало. Более того, я сам из тех, кому это кажется странным. Но странностям в этой невесёлой истории есть одно простое объяснение, укладывающееся в одно непростое слово. Это слово "любовь".
 
С Анатолием (имя изменено по просьбе героя публикации — прим. ред.) я когда-то учился. Было это очень давно. С тех пор мы с ним встречались время от времени в маленьком городе Калининграде. Сталкивались в магазине или на остановке.
 
А месяц назад он пришёл в редакцию. Сказал, что ему нужна помощь, и попросил "Клопс" опубликовать свою историю. Очень личную историю. Историю, которую он при других обстоятельствах никогда и никому не стал бы рассказывать. Но сегодня выхода у него нет. Может быть, кто-нибудь что-нибудь знает. Может быть, кто-то позвонит или напишет в редакцию и что-то сообщит.
 
Чувство вины в отношениях — страшная штука. Никогда не знаешь, когда оно, это чувство, прорвётся наружу. У Анатолия это произошло более чем через десять лет.
 

Бурный, но короткий роман

В 1984 году Анатолий отслужил здесь срочную. По окончании службы он решил не возвращаться в свой родной белорусский посёлок, где молодому человеку просто "нечего ловить". Анатолий остался в Калининграде. Пошёл работать на один из заводов. Поселился в заводском общежитии. Там он и встретил свою Татьяну. Она тоже жила в этом же общежитии и работала на том же заводе. Деревенская девушка имела, по советским понятиям, надёжную и почётную рабочую специальность токаря. Анатолий вспоминает, что его Татьяна считалась хорошим токарем. 
 
Они начали встречаться. Анатолий рассказывает, что Татьяна была взрослей его. Не по возрасту — по знанию жизни. Она мало рассказывала о своей семье. Татьяна воспитывалась в интернате, как и многие из восьми её братьев и сестёр. И это при живой матери. У семьи явно была какая-то своя тайна.
 
Отношения Анатолия и Татьяны были бурными, но недолгими. Вспыхнув осенью 1984 года, они сошли на нет летом 1985-го. Татьяне нужна была семья. Анатолий к этому был совершенно не готов. А вокруг бушевала перестройка. Одна эпоха меняла другую. Советский Союз со всем своим советским падал в историю, на смену приходило нечто новое.
 
Жизненные пути Татьяны и Анатолия разошлись. Он окончил вуз, стал работать по специальности. Иногда в городе встречал сестру Татьяны, они перебрасывались парой слов. Анатолий всегда спрашивал: "Как там Татьяна?". Та ничего не знала. Определённо, в этой семье была какая-то тайна.
 

"Татьяна умерла"

Лет пять назад Татьяна стала часто всплывать в памяти Анатолия. "Это не сумасшествие, — рассказывает Анатолий, — и не одержимость. Просто я много думал об этом коротком, но очень важном для меня фрагменте моей жизни". Он думал о том, как всё могло сложиться тогда, в 1985-м. И о том, почему Татьяна даже по прошествии стольких лет остаётся для него таким значимым человеком. "А потом меня начало тюкать, — рассказывает Анатолий, — почему-то я почувствовал: что-то случилось..."
 
Однажды у подъезда когда-то заводского общежития, где Анатолий познакомился с Татьяной, он снова встретил её сестру. Как всегда, традиционный обмен традиционными вопросами. В том числе и "Как там Татьяна?".
 
 
Сестра ответила: "Татьяна умерла. Ещё в 2005-м. Похоронена в посёлке Пушкино Багратиновского района".
 
Анатолий поехал в Пушкино, где он никогда не был. На сельском кладбище он не нашёл могилы Татьяны и отправился в сам посёлок. Не может быть, чтобы в Пушкино никто ничего не знал. Должны оставаться родные. Анатолий помнил, что Татьяна рассказывала, что в Пушкино у неё живут родные.
 
Прохожие показали ему дом, в котором жила Зоя Ивановна, мать Татьяны. Зоя Ивановна к этому времени уже умерла и была похоронена на том же сельском кладбище. В её доме проживал некий мужчина. Как потом шепнули Анатолию осведомлённые односельчане — "Зоин сожитель". Мужчина гостю был не рад. Отвечать на вопросы Анатолия отказался наотрез: "Не знаю, не в курсе, не скажу".
 
Анатолий уже собрался уезжать, когда кто-то из случайных прохожих рассказал ему, что в этом же селе живёт Люба, у которой в 2005-м на местном кладбище похоронили сестру Татьяну. Ту самую.
 
Всего в семье девять детей. У многих разные отцы. У всех разные судьбы. Кто-то в Калининграде получил высшее образование, стал педагогом. Кто-то уехал, с кем-то братья и сёстры поддерживают отношения, с кем-то — нет. Многие воспитывались в интернате, пока мама сидела. В самом Пушкино уже мало кто помнит, за что посадили Зою Ивановну. Своим детям она рассказывала, что за убийство. Мол, убила человека, защищаясь.

Была похожа на скелет

Люба привела Анатолия на кладбище и показала могилу сестры. Татьяну похоронили под фамилией бывшего мужа, на памятнике нет фотографии, поэтому Анатолий и не смог найти могилу. Там же, на кладбище, Люба и рассказала Анатолию то, что она знала.
 
Осенью 2005 года Татьяна жила и работала в Калининграде продавщицей. Торговала детской одеждой в маленьком магазинчике на рынке в Балтрайоне, напротив кинотеатра "Родина".
 
В ноябре 2005-го, вечером, к дому Зои Ивановны приехала машина. В ней сидело трое мужчин, как принято говорить, кавказской национальности. Они выкинули прямо к дому женщину, развернулись и уехали. Номеров никто не запомнил. Женщина, больше похожая на скелет, подала голос, когда к ней подошли. Голос этот был больше похож на писк, но Зоя Ивановна его узнала. Это была Татьяна. Через неделю Татьяна умерла.
 

Говорила о каких-то катакомбах

Вместе с Анатолием я отправился в Пушкино. Зашли на кладбище, потом к Любе домой. Маленький сельский домик. Откормленный, ухоженный кот лениво лежит на ступеньках. В комнате, куда нас пригласили, на столе стоит старенький компьютер. Люба общается с родственниками в "Одноклассниках". 

Она помнит тот день, когда к ней домой прибежала мама и сказала: "Идём ко мне. Татьяну привезли". Татьяна была очень плоха. Ей вызвали скорую, которая приехала из Багратионовска. Диагностировали воспаление лёгких, но забирать в больницу почему-то не стали, как и сообщать в милицию. 
 
Татьяна рассказала близким, что произошло. Однажды в обед она решила выпить кофе. От её магазинчика до забегаловки, где стоял кофейный автомат, — две минуты. Небольшую выручку она спрятала под прилавок, а когда вернулась, денег не было. Татьяна позвонила хозяину.
 
...Её сестра Люба толком не говорит, как исчезла Татьяна, но утверждает, что ту держали в каких-то "катакомбах". Я несколько раз переспрашивал Любу, специально меняя это слово на "подвал" и "комнату". В конце концов Люба начала раздражаться: "Татьяна рассказывала, что её держали именно в катакомбах! У неё руки и ноги были все в синяках, синяки в форме полос, и врачам из скорой она сказала, что её били монтировкой. Есть не давали. Иногда давали пить. И что в катакомбах было очень сыро..."
 
Татьяна умерла 16 ноября 2005 года. В протоколах осмотра тела патологоанатом указал причину смерти: "Двусторонняя гнойная абсцедирующая пневмония (воспаление лёгких), осложнённое острой лёгочно-сердечной недостаточностью". В этом же документе говорится, что смерть Татьяны "не носила криминального характера".
 
Люба рассказывает, что они хотели обратиться в милицию, но Зоя Ивановна воспротивилась. Она не думала, что милиция кого-нибудь будет искать. Зоя Ивановна умерла ровно через десять лет после дочери. В тот же день, 16 ноября.

Узнали по фотографиям

Вместе с Анатолием мы отправляемся искать магазинчик, где работала Татьяна. Прямо напротив бывшего кинотеатра "Родина" — стихийный базарчик с традиционным набором торгующих бабушек. Здесь никто ничего не знает. Может быть, речь идёт о другом рынке? Например, Балтийском? Он расположен относительно недалеко. 
 
"Да, это Татьяна. Работала она здесь, очень давно, правда, — женщина, торгующая овощами в центральном павильоне Балтийского рынка, сразу узнала человека на фотографии. — Детскую одежду продавала. В магазинчике на углу, на улице".
 
Что с Татьяной стало потом, женщина не помнит. Мы обошли рынок, спрашивая торговцев и показывая Танины фотографии. Нескольким старожилам, которые работали здесь в 2005 году, лицо Татьяны показалось знакомым. Они даже примерно показали место, где стоял "сарайчик", в котором в 2005 году торговали детской одеждой. Нас отправили через дорогу — в универмаг. Туда переехало несколько торговых точек, ранее работавших на рынке. Но там Татьяну никто не узнал...
 
В январе 2018 года Анатолий написал заявление в полицию. Он просил провести расследование всех обстоятельств смерти Татьяны. Полиция провела проверку и оснований для возбуждения уголовного дела не нашла. В конце марта Анатолий обратился в прокуратуру с жалобой на действия полиции. Он не испытывает особых иллюзий по поводу результатов своих заявлений и наших с ним поисков. Он просто считает, что в этой ситуации надо сделать всё, что возможно.
 
"Знаешь, — говорит Анатолий, — если у них один раз получилось убить человека и им за это ничего не было, то кто даст гарантию, что они не сделают это ещё раз? И где гарантия, что Татьяна была единственной жертвой?"
 
Может быть, он когда-нибудь найдёт этих троих мужчин из машины, которые осенью 2005 года привезли умирающую Татьяну в Пушкино.
 
"И что тогда?" — спрашиваю его я. Он пожимает плечами: "Я просто хочу быть человеком..."
 
Если вам что-либо известно о судьбе Татьяны Усмановой (в девичестве Рязанцевой), просим написать или позвонить автору материала Александру Адерихину: 8-911-851-44-41, ader2003@mail.ru.