10:35

Движение вверх: как менялась лифтовая отрасль в Калининграде

  1. Новости
фото - Роман Городко.
Михаил Янин – один из первых специалистов в лифтовой отрасли не только в Калининградской области, но и в России. Мы поговорили с ним о том, чем удивляют сейчас производители, накануне Дня работника лифтового хозяйства, который отмечают 1 февраля.
 
– Михаил Александрович, отмечаете профессиональный праздник?
– Я заканчивал строительный вуз, но по специальности «Лифты и подъемно-транспортное оборудование». Поэтому, конечно, в первую очередь своим праздником считаю День строителя, однако и узкопрофессиональный тоже с удовольствием отмечаю. Тогда, в 1978 году, я был одним из первых официальных специалистов в этой отрасли. Сейчас в моем учебном заведении в Москве каждый год выпускают 50 «лифтовиков» – это немного, но и специализация у нас, надо признать, достаточно узкая.
 
– Современные лифты сильно отличаются от тех, какими они были сорок лет назад?
– Принципиально ничего не изменилось со времен изобретения безопасного лифта американцем Элишей Отисом в 1854 году. Конструкция все та же: лебедка, кабина и противовес. С тех пор, конечно, появилось много разновидностей лифтов. Однако, безусловно, главное отличие – электронное управление, сейчас это цифровая технология. При сборке лифта в компьютер забивается программа работы, включающая количество остановок, скорость хода, торможения и прочие параметры. Отмечу, что раньше лифты были в основном односкоростными, потом очень долгое время – двухскоростными. Механизм простой: лебедка, состоящая из редуктора, тормоза и двигатель с канатной системой, тросами, которые держат кабину. Но в 1994 году известная финская фирма впервые изобрела лифт, в котором лебедки как таковой нет, а есть только электродвигатель, а для регулирования скорости применен частотный преобразователь. Это была настоящая революция. Раньше, когда лифт подходил к нужному этажу, его останавливали тормоза, почти как на автомобиле, только чуть резче. Сегодня тормоза для лифтов с частотным преобразователем нужны только для того, чтобы держать кабину на остановке, а с самим процессом справляется электронный механизм. Если, например, основная скорость лифтов в современных домах один метр в секунду, то электроника опускает скорость до нуля именно на нужной вам остановке. То есть электронный механизм начинает постепенно снижать скорость, а на нужном этаже тормоз уже держит лифт. Естественно, лифты без редукторов более экологичны, так как в них нет масла. На рынок первый такой лифт поставила крупная финская фирма  в 1996 году, сейчас производится множество его разновидностей. В Калининградскую область наша компания первой привезла их продукцию. Помимо этого, мы приобрели у финнов технологию монтажа и оснастку для монтажа, которую применяем на всех наших объектах. На сегодняшний день мы можем монтировать лифты без лесов. Вообще, финские лифты сейчас собираются практически как конструктор "Лего" – это очень технологичный процесс.
 
– Как часто происходят обновления на этом рынке? С 1994 года были еще такие инновационные изобретения?
– Настолько важных нет. Фирма, с которой мы сотрудничаем выпускает примерно два новых продукта в год – финны стараются сделать свои лифты дешевле и экологичнее. Производство у марки размещено в Китае (массовый сегмент), Италии (средний сегмент) и Финляндии (премиум-сегмент). Наша компания привозит в основном продукцию массового и среднего сегмента. Кстати, разница между ними видна только специалисту – это, например, ресурс на содержание привода дверей. 
 
– Финны в этой отрасли впереди планеты всей?
– Финны сильны по части новых технологий, но существует много марок лифтов высокого класса: американских, немецких, швейцарских. Надо сказать, что лифты разных марок не сильно отличаются друг от друга. Например, многие комплектующие покупаются у одних и тех же производителей – и премиум-марки, и массовые. В нашей области, безусловно, выгоднее закупать зарубежные лифты. А вот в «большой» России очень распространена отечественная продукция.
 
– Дизайну в современных лифтах уделяется много внимания?
– Безусловно, ведь обычный человек, по сути, видит только кабину –  это визитная карточка лифта. В основном "внутренности" лифтов отличаются только отделкой. Для жилых домов и административных зданий чаще всего используют для этих целей нержавеющую сталь. В более дорогих образцах встречаются кабины с отделкой деревом или даже текстилем. Однако для магазинов и бизнес-центров, конечно, важнее практичность. Как правило, для таких строений выбирают лифты с повышенным ресурсом.
 
– Расскажите о наиболее интересных объектах вашей компании.
– В основном мы поставляем лифты для жилых домов – это 85% наших заказов. Калининградская лифтовая компания первая стала обеспечивать местные ЖК современными лифтами без машинного помещения. Один из самых крупных объектов сейчас – новый ЖК на улице Чекистов, где двенадцать наших лифтов, каждый из которых идет в подземный гараж. 
Что касается значимых и наиболее интересных объектов – это стадион "Калининград" на Октябрьском острове. Там пятнадцать наших лифтов. Четыре из них созданы специально для людей с ограниченными возможностями и расположены по периметру стадиона. При этом остальные одиннадцать тоже приспособлены для этих целей. Лифты для ВИП-ложи стадиона – более высокого класса, с дорогой отделкой. Сейчас почти все они смонтированы, идут пусконаладочные работы, скоро предстоит сдача объекта. 
Интересный объект – государственная резиденция "Янтарь" в Пионерском. Там останавливаются первые лица страны, поэтому установлены в том числе и лифты класса "люкс".
Всего за семнадцать лет сотрудничества с финской компанией мы привезли в Калининград порядка четырехсот лифтов.