13:53

То взлет, то посадка: история калининградских аэропортов

  1. Новости
фото - Роман Городко.
 В Кенигсберге городская авиагавань была предметом законной гордости. В 1919 году Девау стал первым гражданским аэропортом не только в Германии, но и во всей Европе! Откуда такая прыть, да еще в условиях послевоенной разрухи? По итогам Первой мировой Восточная Пруссия, как известно, оказалась "отрезанным ломтем2. Вот и пришлось немецкой провинции, оторванной от остальной страны, срочно налаживать все возможные связи с "метрополией".
 
На аэродром - пешком
 Аэропорт появился на базе военного аэродрома, созданного в районе Девау в 1910-м. А до этого тут был большой плац. Проводившиеся на нем смотры и учения удостаивали своим вниманием даже прусские короли.
 Сооружения кенигсбергской авиагавани строились в стиле конструктивизма (архитектор – Ганс Хопп). В 1939 году аэропорт расширили и модернизировали. При штурме он серьезно пострадал. Однако этот объект особой важности следовало оперативно вернуть в строй. И уже 8 октября 1945-го аэропорт снова заработал. Причем еще и в международном режиме: открылось регулярное авиасообщение по маршруту Москва – Минск – Кенигсберг – Берлин. Несмотря на солидный статус, долгое время все здесь было, мягко говоря, без излишеств. Поначалу даже телефона не имелось. А пассажиры, пока по нынешней улице Гагарина не пустили трамвай, добирались сюда порой пешком…
 Мало-помалу ситуация менялась. Все более быстрыми и комфортабельными становились самолеты, расширялась география полетов. А затем появились и внутриобластные рейсы. Первенцем стала открытая 15 мая 1958 года линия между Калининградом и Зеленоградском. Трехместный Як-12 по воскресеньям летал с 9 до 18 часов каждые 
45 минут, в остальные дни совершал по четыре рейса. Время в полете составляло двадцать минут. В 1959-м появилась невиданная у нас доселе услуга. Предлагалось полетать 15 минут над областным центром на борту Ил-14.
 В 1961 году открылись авиалинии, связавшие Калининград с Озерском и Краснознаменском. Их обслуживали уже 12-местные Ан-2. В том же году «экскурсионные» самолеты стали передвигаться между областным центром и Светлогорском, а в 1962-м на этом направлении была организована уже регулярная линия. К слову, на все местные авиарейсы билеты стоили лишь чуть дороже, чем на автобус. При этом самолет добирался до места в пять раз быстрее. Жаль, что такие перелеты остались в советском прошлом – думается, сегодня многие бы ими пользовались.
 
В ногу со временем
 В 1962 году в помещении бывшей автостанции на площади Победы (ныне не существует) в Калининграде открылся аэровокзал. Тут продавали билеты и регистрировали пассажиров. Специальная машина отсюда доставляла к самолету багаж, а его хозяев везли на аэродром в автобусах. В 1966-м аэровокзал перевели с площади Победы в дом 
№ 48–50 на улице Космонавта Леонова.С 1962-го аэродром Храброво стали использовать и для гражданской авиации – устаревший Девау не подходил для самолетов нового поколения. В частности, с 15 ноября 1968 года между Калининградом и Москвой начала курсировать уже такая крупная "птичка", как Ту-134.
 25 июля 1970-го в Храброво был открыт аэровокзал. Газеты писали о нем в превосходной степени. Но расхваливаемое "современное здание из стекла, бетона и стали" было лишь палочкой-выручалочкой на какое-то время. Уже вскоре в Храброво начали строить новый, куда более вместительный аэровокзал, открытие которого состоялось 17 июля 1979 года.
Первая реклама аэропорта в газете
 
С небес на землю
Несмотря на создание современной авиагавани в Храброво, Девау до середины 1977-го продолжал работать как аэропорт, принимая-отправляя местные пассажирские борта с поршневыми двигателями. Потом он стал вотчиной ДОСААФ. Авиаклуб был очень популярен. Однако в 2000-х без должного финансирования захирел. Меж тем город разрастался, все теснее окружая аэродром. В итоге использовать его по назначению больше нельзя – он уже не отвечает требованиям безопасности. При этом есть немало желающих все там снести и застроить, наплевав даже на то, что Девау имеет защитный статус объекта культурного наследия.
Один из старейших аэропортов мира долго висел между небом и землей. И вот в октябре 2017 года власти наконец высказались по поводу его судьбы. Итак, на Девау планируется создать военно-патриотический парк (по образцу подмосковного «Патриота»), сохранив здесь все исторические объекты. Кстати, о небесном прошлом этого района не дает забыть и одна из улиц по соседству – Аэропортная.
 
Банкротство за банкротством
В 90-е годы некогда процветающее советское предприятие пришло в упадок и в 2001-м стало банкротом. На его руинах возникла «КД-авиа». Но 1 сентября 2009-го компания, погрязшая в долгах, была обанкрочена. С той поры область остается без регионального воздушного перевозчика. Непросто и с аэропортом. За четверть века он морально устарел. Затем началась реконструкция, которая все никак не закончится.