Новости
Автор: Екатерина Медведева
12.01.2018
20:12

Сокровища университетского двора: какая судьба ждет немецкие скульптуры, принадлежащие БФУ им. Канта

Фото: Ольга Дмитриева Фото: Ольга Дмитриева
Фото: Ольга Дмитриева
Калининградцы обеспокоены судьбой немецких скульптур, которые хранятся во внутреннем дворике учебного корпуса БФУ им. Канта на Университетской. "Клопс" попытался разобраться, имеют ли статуи особую культурную ценность и какое возможное будущее их ожидает.
 

Культурное наследие  "по заявкам"

 
Недавно художница Ольга Дмитриева опубликовала в соцсети пост с фотографиями нескольких скульптур, которые несколько десятков лет хранятся во внутреннем дворике университетского корпуса. Калининградка  возмущена тем фактом, что ценные объекты уже много лет закрыты для свободного доступа и, как ей кажется, содержатся в неподходящих для этого условиях.
 
"Надо штрафовать за такое отношение к культурному наследию. Пора и нашему министерству культуризма обратить внимание на это варварское отношение к скульптуре", — написала Ольга Дмитриева.
 
 
"Я так поняла, что где-то в 70-80 годах в университете была такая Ольга Федосьевна, которая заведывала музеем Канта при учебном заведении. Именно она была инициатором того, чтобы скульптуры стаскивали в университет, потому что видела, что они пропадают на улице", — рассказала "Клопс" Ольга Дмитриевна.
 
В БФУ им. Канта подтвердили, что все скульптуры во внутреннем дворике — бывшие экспонаты музея, действовавшего при университете. В учреждении сообщили, что доступ к скульптурам для посетителей все-таки возможен.
 
"На сегодняшний день  музей прекратил свое существование, однако все  его экспонаты по-прежнему доступны для обозрения как для экскурсионных групп, так и для индивидуальных посетителей по предварительным заявкам. Это связано с пропускным режимом университета", — сообщила "Клопс" проректор по управлению имущественным комплексом БФУ им. Канта Ольга Усманова.
 

Героиня мифов и путти-двойняшки

 
В региональной Службе охраны объектов культурного наследия "Клопс" сообщили, что официальный статус памятника имеет только одна скульптура, прикреплённая к адресу Университетская, 2 — в реестр внесена работа "Мать и дитя"  Станислава (Станислауса) Кауэра, знаменитого немецкого скульптора начала ХХ века.  Эта статуя некогда украшала набережную теперешнего Верхнего озера.
 
Искусствовед, который не захотел, чтобы его имя фигурировало в статье, рассказал "Клопс", что и другие скульптуры из университетского двора безусловно тоже имеют определённую ценность.
 
 
"Скульптуры являются пусть и не самыми цельными, но всё же кусочками истории культуры ушедшего Кёнигсберга. Торс девушки, скорее всего, был создан в первой половине ХХ века. Возможно, он мог являться декором какого-либо архитектурного сооружения. Обнаженная женская фигура могла изображать мифологическую героиню и быть прежде парковой скульптурой", — сообщил специалист.
 
Как предполагает искусствовед, еще в распоряжении учебного заведения имеются фрагменты фигурок путти (пухленькие младенцы, наподобие Амуров), которых часто ваяли барочные скульпторы, творившие в XVI — XVII веках.
 
 
"Путти сидят на рыбах. В пасти одной из рыб видно отверстие, а из основания фигуры другой выходит труба, что вселяет уверенность, что прежде эти парные скульптуры украшали фонтан. Это вспомогательные элементы композиции, которые обычно находились по углам фонтана. В Кёнигсберге фонтанов было множество: уже к 1840 году их насчитывалось 116. К какому именно фонтану относились эти фигуры, сказать сложно", — говорит специалист.
 

Идеальная прописка для статуи

Как стало известно "Клопс", на "Мать и дитя" имеют виды сразу несколько калининградских музеев. У самого университета тоже есть планы относительно скульптуры.  
 
"При положительном решении Службы государственной охраны культурного наследия  Калининградской области, скульптура "Мать и дитя" будет размещена на территории медицинского института по улице Боткина 4-6, а работы по её перемещению будут совмещены с необходимыми реставрационными мероприятиями", — рассказала Ольга Усманова.
 
Однако в Музее изобразительных искусств все еще надеются, что руководство университета передумает. Директор учреждения Галина Заболотская рассказала, что для такого решения есть минимум две причины.
 
Во-первых, Музей изобразительных искусств обладает единственной в регионе крупной монографической коллекцией произведений Кауэра, в которой как раз недостаёт темы "матери и ребёнка".
 
Во-вторых, "Мать и дитя" изготовлена в 1938 году из редкого материала — ракушечника. Этот камень не является особо прочным и скрывает в себе множество пор, поэтому легко поддаётся влиянию кислотных дождей и различных микроорганизмов.
 
"Изделие из ракушечника требует бережного отношения, осторожности и определённых правил хранения. Для обозначения высокой культурной ценности произведения и для обеспечения условий сохранности необходимо передать скульптуру в музей. А для экспонирования под открытым небом для университета мы готовы сделать точную копию", — говорит Заболотская.
 
Директор уверяет, что в Калининграде уже был успешный пример изготовления копии — оригинальная работа Германа Брахерта была перенесена из сквера в Светлогорске в музей, что исключило акты вандализма.
 
По словам директора музея, сейчас прорабатывается идея создания после переезда в новое здание отдельного "зала Станислава Каура", в экспозицию которого войдут не только работы скульптора, но и другие предметы, принадлежавшие ему. Музей активно сотрудничает с правнучкой великого скульптора, и коллекция работ Кауэра  постоянно пополняется.
 
"Данная скульптура идеально дополнила бы нашу коллекцию с точки зрения и времени, и техники, и тематики, и материала", — заключила Заболотская.
 

Сложности переезда

Глава региональной Службы охраны объектов культурного наследия Евгений Маслов рассказал, что проблема с передачей скульптуры "Мать и дитя" новому владельцу не только в желании нынешнего собственника, но и в согласовании такого решения с федеральными властями.
 
"Ректор университета Андрей Клемешев достаточно бережно относится к наследию, которое находится в его распоряжении, и мудр в принятии решений. Когда к нему обратилась директор зоопарка Соколова по поводу передачи скульптуры поэта Вальтера фон дер Фогельвейде, то он дал согласие. Решение о перемещении объекта культурного наследия принимает Минкульт РФ. Тогда нам легко удалось согласовать этот вопрос, потому что когда-то скульптура поэта располагалась именно на территории зоопарка", — уточнил Маслов.
 
В 2016 году БФУ им. Канта действительно передал калининградскому зоопарку трехтонную статую средневекового немецкого поэта-миннезингера Вальтера фон дер Фогельвейде. Скульптуру из красного мейссенского гранита изготовил прусский скульптор Георг Фуг. Памятник установили у здания администрации зоопарка.
 
Что же касается перемещения в другие места скульптуры "Мать и дитя", то тут по словам Маслова, вопрос будет согласовать гораздо сложнее.
 
"Если будут приняты какие-то решения куда и кому скульптуру намерены передать, то наша служба обратится к Мединскому. А он может и отказать", — заявил Маслов.