Этот знаковый для нашего региона объект инфраструктуры был задуман еще в конце XIX века. К строительству приступили в 1913-м. Но уже в следующем году началась Первая мировая, после которой Германия впала в экономическую депрессию. В общем, Главный вокзал был достроен лишь в 1929-м.
Порой можно услышать, что автор этого сооружения – сам Эйфель. «Отец» башни в Париже проектировал и вокзалы. Однако наш вокзал, если верить источникам, возводился все же по проекту отдела высотного строительства Управления железных дорог в Берлине. Среди тех, кто к нему «приложил руку», пожалуй, наиболее известный – скульптор Герман Брахерт, изваявший рельеф: древнегреческий бог времени Хронос усмиряет коней. После войны Хроноса сменил герб РСФСР, который и сейчас можно лицезреть над центральным входом вокзала.
Из тупика
В войну вокзал сильно пострадал. Между тем именно с этих руин начиналось знакомство с былой прусской столицей для многих переселенцев первой волны.
– Конечная станция, Калининград!
Выйдя из вагонов, замирали: вот это да… Вместо обещанного вербовщиками рая вокруг – мрачные развалины старого вокзала. Новый же вокзал – темный, грязный, прокуренный барак. Нет ни справки, ни телефона. А чтобы добраться до остановки трамвая, надо долго плутать, преодолевая пути, брошенные вагоны, завалы. Не верилось, что еще недавно это был один из лучших вокзалов Европы. Он превратился в какой-то безнадежный тупик…
Даже сегодня, с нашими нынешними возможностями, поднять такую махину из руин было бы непросто. А уж в те времена… Немудрено, что вокзал восстанавливали, как говорится, всем миром. Редкий старожил-калининградец не участвовал в субботниках-воскресниках, проводимых на этом объекте.
Открытие его состоялось 3 ноября 1949-го. После митинга собравшиеся торжественно встретили пассажирский состав из Риги. Аплодисментами приветствовали машиниста Клайпедского депо Петраса Полубайтиса, которому выпала честь привести первый поезд на новый вокзал. К слову, поначалу его называли не Южным, а Центральным.
В тот день заработала лишь первая очередь станции Калининград-Пассажирская. Немало еще предстояло сделать. А из того, что сделали, многое пришлось переделать – сказались «ударные темпы» работ на объекте, который следовало успеть сдать к 7 ноября. Но все это казалось мелким на фоне того, что Калининград обрел вокзал – главные ворота любого уважающего себя города.
Убедительная натура
Советские киношники сразу полюбили Южный вокзал. А самая известная из снятых с его «участием» лент – «Щит и меч». Режиссер Владимир Басов, взявшись за экранизацию книги Вадима Кожевникова, говорил: «Фильм, как и роман, будет основан на строго документальных фактах». Конечно, требовалась и убедительная «заграничная» натура. В октябре 1966-го (когда приехала съемочная группа) Калининград был уже не тот. Город менялся на глазах, целые районы развалин (готовых и при этом бесплатных декораций) ушли в прошлое. Тем не менее развернуться еще было где. Основным же местом
съемок стал Южный вокзал.
22 октября 1966 года «Калининградская правда» напечатала объявление: съемочной группе требуются мужчины и женщины в возрасте от 20 до 60 лет. И нужны они были в первую очередь для съемок на вокзале. В массовке наши земляки изображали прибывших в «фатерлянд» репатриантов из Латвии. А в перерывах просили автографы у актеров, фотографировались с ними на память. Девушки проявляли повышенный интерес к молодому и неизвестному еще широкой публике красавцу Олегу Янковскому. Образ «белокурого» Генриха Шварцкопфа – первая его роль в кино.
Делают всем красиво
Год назад на Южном вокзале началась масштабная реконструкция. Как сообщили в пресс-службе Калининградской железной дороги, по итогам работ будут модернизированы залы ожидания, санитарные комнаты, кассовые залы дальнего следования и багажного отделения. Расширился медпункт, он стал отвечать всем современным требованиям.
Входы оборудованы металло-искателями и рентген-устройствами досмотра, а у главного входа организована также комната для индивидуального досмотра. По всему периметру вокзала установлено 209 камер видеонаблюдения.