15:29

Кто сделает крышу правильно - что происходит на кровельном рынке Калининграда

  1. Новости
фото - Роман Городко.
Андрей Забелкин (А. З.): Союзу кровельщиков Калининграда в этом году исполняется семь лет. Зачем вообще понадобилась такая организация?
Владимир Кикин (В. К.): Многие причины, по которым создавался Союз, актуальны и сейчас. Это и квалификация работников, и, по сути, хаос на кровельном рынке. 
Игорь Панасенко (И. П.): На калининградском рынке сейчас работает около двадцати компаний, но основную долю занимают не они, а бригады, как их раньше называли, шабашников. Ведь заказчик  скорее наймет именно их, потому что выйдет дешевле, но каково будет качество работы такой бригады?
А. З.: И действительно, если бы я строил дом, то для возведения крыши, наверное, нашел бы бригаду по объявлению, которых в Интернете пруд пруди.
В. К.: А почему? Опять-таки из-за цены. Обыватель не сильно разбирается в качестве работ, тем более когда все дефекты скрыты в «кровельном пироге». 
И. П.: Замечу, что возведение крыши – это не творческий процесс, а системный. Крыша – это определенный стандарт. И тут возникает резонный вопрос: чем профессиональный кровельщик отличается от непрофессионального? Настоящий специалист знает стандарты и ни на йоту от них не отступает. А шабашник, якобы ради вашей экономии, готов отступить. При этом последствия такой работы могут проявиться спустя годы.
А. З.: Но и шабашник может быть относительно грамотным специалистом. Например, что-то у вас подсмотрел, что-то в Интернете вычитал…
В. К.: Вот именно так многие заказчики и рассуждают. Однако зачастую это самообман. Хороший кровельщик должен руками прочувствовать все процессы и учиться не во время исполнения заказа, а в специализированных учебных центрах.
 
Стандарты
И. П.: Несколько лет назад мы решили делать крыши по определенным стандартам, которых в Калининграде просто-напросто не было. Не оказалось их и в Москве. Тогда мы поехали в Германию, посмотреть, как немцы работают. И стало понятно: никакого немецкого чуда нет. Просто на каждый вид работы есть определенные стандарты, которые надо безукоризненно соблюдать. 
Немецкий кровельный рынок устроен так: государство поставило задачу Союзу кровельщиков Германии создать стандарты, которые у нас бы назывались ГОСТами. 
А. З.: А Национальный кровельный союз, куда входит и ваша организация, мог бы, скажем, по поручению правительства утвердить для России подобные стандарты?
В. К.: В том-то и дело, что государство устранилось от решения этой проблемы. Поэтому Союз кровельщиков Калининграда совместно с Национальным кровельным союзом участвует в разработке и утверждении кровельных стандартов для скатных крыш. Но, к сожалению, далеко не все кровельщики желают стандарты изучать и им соответствовать.
И. П.: Да, мы руководствуемся немецкими стандартами, что я считаю правильным. 
А. З.: Сколько компаний в Калининградской области придерживается «немецкого порядка»?
В. К.: В нашем союзе около десяти компаний, и большинство из них только начали работать по тем принципам, которые мы предлагаем. Но тут опять возникают проблемы с заказчиками. Они где-то что-то увидели-услышали и решили сэкономить: мол, давайте этот утеплитель заменим  на более дешевый. Но так нельзя!
 
Образование
А. З.: А вот касательно самих кровельщиков: где их готовить? Откуда в Калининграде возьмутся грамотные специалисты, если их никто толком не обучает?
И. П.: Готовит специалистов Национальный кровельный союз. Впрочем, на всю страну сейчас есть только два учебных центра – в Москве и Санкт-Петербурге. Однако многие производители кровельных материалов создают свои учебные центры. У калининградских компаний есть партнеры и в Польше, и в Германии, куда нас регулярно приглашают. 
В. К.: В Германии на кровельщика учат три с половиной года. У нас же ни в одном строительном колледже кровельщиков не готовят. Хотя в госреестре строительных специальностей «кровельщик» прописан отдельной строкой.
Сейчас мы ведем переговоры с Гусевским политехникумом, который мог бы готовить кровельщиков. Но надо пройти столько бюрократических кругов (получение лицензий, разрешений, допусков, создание учебных программ, аттестация оборудованных классов, подготовка преподавателей и так далее), что специалистов в регионе мы завтра или послезавтра готовить не начнем.
А. З.: Скажите, а зачем лично вам все это надо? Вы же работаете по стандартам, в ваших компаниях созданы профессиональные бригады… Зачем вам плодить, по сути, конкурентов?
В. К.: Проблема высококвалифицированных кадров была, есть и будет. И чем больше в области появится грамотных специалистов, тем легче всем нам станет жить и работать. 
И. П.: Грамотный специалист, который отвечает за свой труд, предложит  заказчику  разумную экономию без ущерба для качества. В итоге заказчик получает комфорт под надежной крышей. И чем меньше нареканий к нам и нашим коллегам, тем больше доверия к нашей профессии. Разве это не главное?