Прежде чем погружаться в историю "Берлинки", надо разобраться с народными топонимами. Ведь в области есть еще одна "Берлинка" – мост через Преголю на восточной окраине Калининграда.
Дорога в никуда
Появилась она в рамках государственной программы Германии, посвященной возведению по всему Третьему рейху скоростных магистралей – автобанов. И, построенная в 1936-1939 годах, стала частью трассы на Берлин – через нынешний польский Эльблонг.
Ее создатели по праву гордились своим детищем. По тем временам дорога была образцово-показательной.
Мог ли кто тогда подумать, что уже вскоре она окажется ненужной?
В 1945-м бои вдоль линии «Берлинки» стали одними из наиболее ожесточенных за всю Восточно-Прусскую операцию. Зону автобана гитлеровцы превратили в укрепрайон. И не случайно именно здесь (неподалеку от Чертова моста – 23-й км «Берлинки») в 2014-м установили памятник советским штрафникам. Как известно, их бросали на самые тяжелые участки…
После войны Восточную Пруссию поделили между СССР и Польшей. Советско-польская граница перерезала автобан, наглухо перекрыв его.
Так дорога государственного значения в одночасье была низведена, по сути, до уровня проселка. Куда по ней можно было добраться? По ходу движения – ни одного крупного населенного пункта. А в конце пути ждала граница на замке. Причем в прямом смысле – запертые ворота, от которых в обе стороны уходили заборы с колючей проволокой. Вот и родилось второе неофициальное название – «дорога в никуда»…
Кино и гонщики
Зато «Берлинку» сразу же полюбили киношники. Немецкая бетонка, почти не тронутая советской действительностью, была идеальной натурой для «дороги где-то в Германии». В 1948-м она появилась в первом же фильме, снятом у нас, – «Встреча на Эльбе». Ярко, в частности, там «сыграл» упомянутый выше Чертов мост – тогда еще вдрызг разрушенный. Правда, благодаря монтажу он вдруг оказался… соседом Берлинского моста. Но заметить это могли лишь зрители-калининградцы.
Притягивала «Берлинка» киношников и тем, что ради съемок не требовалось перекрывать движение. Поскольку движения тут, считай, не было.
Кстати, кое-кто уверен: и Штирлиц ездил по «Берлинке». Увы, чего не было, того не было. Во многих лентах «увековечено» наше Берлинское шоссе, но в «Семнадцати мгновениях весны» его нет. Легендарный сериал у нас, к сожалению, вообще не снимали.
Берлинское шоссе, 1
Шли годы. Окрестности былого автобана дичали все больше. Казалось, у него нет никакого будущего.
Но потом пришли иные времена, была объявлена «перестройка». И мало-помалу начались разговоры о возрождении «Берлинки». В июне 1991-го руководство области на встрече с представителями Польши договорилось о том, что каждая из сторон приведет в порядок свою часть заброшенной дороги.
22 апреля 1992-го на 14-м километре «Берлинки» начались работы. И тогда же многие впервые услышали новое слово – «Россбан». Этой фирмы уже нет. Однако память она о себе оставила добрую. А ее главным проектом стало, конечно же, возрождение «Берлинки». К слову, у нее даже адрес был – по месту основной работы: поселок Яблоневка, Берлинское шоссе, дом № 1.
Последние штрихи
Реконструкция «Берлинки», несмотря на оптимистичные заявления на старте, растянулась в итоге на четверть века.
Тем не менее медленно, но не-уклонно «Россбан» к середине 2000-х дошел по «Берлинке» до поворота на Ладушкин/Корнево. Последние
14 километров до границы власти решили временно оставить как есть, а средства бросили на строительство погранперехода Мамоново II – Гжехотки. Тут дело тоже продвигалось не быстро. Но 7 декабря 2010-го погранпереход заработал.
С этого момента стало ясно, что при новом потоке нереконструированный приграничный участок долго не продержится.
Но прежде нужно было разобраться с Чертовым мостом. Он не соответствовал современным требованиям и вызывал сомнения в своей надежности. А ведь под ним – очень глубокий по калининградским меркам овраг.
Построенный рядом новый Чертов мост вступил в строй 8 декабря 2014-го. А 10 сентября 2015-го было открыто техническое движение на последнем участке «Берлинки». В марте 2016-го объект официально ввели в эксплуатацию.